“Золотой век”, который мы потеряли?

Грустные размышления, навеянные нашим отношением к театральной истории

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

За последнее время один за другим ушли из жизни замечательные актеры-качаловцы – народные артисты России и Татарстана Евгений Кузин, Юрий Федотов, Галина Ишкова. Дебютировав в далекие шестидесятые, каждый из них отдал качаловской сцене более сорока лет! И как важно именно сейчас, пока еще свежи в памяти их роли, живые интонации, неподражаемое актерское и человеческое обаяние, запечатлеть все это в деталях, нюансах, чтобы потом было что осмысливать и сравнивать в контексте театральной истории. Ведь чем дальше, тем сложнее будет это сделать. Человеческая память, увы, вещь ненадежная, и то, что сегодня  безраздельно принадлежит ей, завтра придется собирать по крупицам из разных источников, полагаясь только на удачу.

Это, пожалуй, первое, о чем невольно задумываешься после прочтения новой книги Юрия Благова «Качалов и качаловцы» (Казань, 2008 год). При всей скромности полиграфического исполнения этого издания, выпущенного на спонсорские деньги, — по сути, перед нами первая попытка запечатлеть «для истории» творческий облик корифеев качаловской сцены послевоенных десятилетий. Под одной обложкой собраны действительно знаковые имена  — Николай Якушенко, Людмила Милова, Евгения Лисецкая, Александр Гусев, Николай Провоторов, Вера Улик, уже упомянутый Евгений Кузин (отметим в скобках, что каждый из них, безусловно, достоин отдельной книги). Причем главная ценность этих очерков заключается в том, что они написаны на основе личных встреч и зрительских впечатлений автора. Кроме того, в книге использованы уникальные документы, хранящиеся в  музее театра, так называемой «качаловской комнате», ныне, к сожалению,  уже не существующей. Но фонды музея стараниями его заведующего Юрия Алексеевича Благова продолжают пополняться новыми материалами и экспонатами.

Сегодня Юрия Благова справедливо называют главным хранителем казанской театральной истории, не всегда, впрочем, догадываясь, какой это тяжкий крест. Взять тот же музей Качаловского театра, у которого до сих пор нет   даже юридического статуса. А теперь у него отобрали и помещение.   В 1993 году «качаловскую комнату» пришлось закрыть в связи с реконструкцией театра. Музейные экспонаты переехали в соседнее помещение, но вскоре и его пришлось освободить для каких-то срочных нужд, а под музей «временно» выделили две крошечные комнатки, совершенно не приспособленные для хранения музейных предметов, где он и ютится вот уже более десяти лет. На мой взгляд, факт симптоматичный, особенно в преддверии 220-летия Качаловского театра, которое будет отмечаться в 2011 году.

Напомним: русский театр в Казани возник лишь немногим позже старейших столичных театров России — Александринского в Петербурге и Малого в Москве, созданных сразу после известного указа Екатерины II от 30 августа 1756 года («Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр… »). На казанской сцене   играли многие выдающиеся русские актеры, среди них — Петр Плавильщиков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Василий Живокини, Александр Мартынов. Здесь взошла звезда Полины Стрепетовой, Марии Савиной, Василия Качалова… В годы антрепризы Петра Михайловича Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 год, Казань называли «Поволжскими Афинами», а городской театр был поистине кузницей кадров для Императорской сцены — той же Александринки и Малого театра.  Кроме того, в 1874 году Медведев формирует оперную труппу, положив тем самым начало казанскому музыкальному театру.  И это лишь самые известные факты из предыстории Качаловского театра. Однако где обо всем этом можно прочитать подробнее, со ссылками на документы, мемуары и современными комментариями историков театра? Как, впрочем, и о казанской театральной жизни XX века и многих  выдающихся  деятелях русского театра, составивших славу качаловской сцены в предреволюционный, советский, постсоветский периоды?..

История двух веков существования в Казани русского театра, под сильным влиянием которого шло становление и татарского театрального искусства, по большому счету, до сих пор не написана. Не считая разрозненных публикаций и небольших книжек и книжечек (некоторые размером с ладонь и тоньше ученической тетрадки), автором которых в большинстве случаев является все тот же Юрий Благов. Не состоялось и юбилейное, к 200-летию театра, издание «кратких очерков» театральной истории Казани, которое поныне значится лишь в перспективных планах Таткнигоиздата.

Книга «Качалов и качаловцы», хотя на ее титуле и значится «Часть первая» (то есть нам обещано продолжение театральной летописи), к сожалению, тоже не может претендовать на то, чтобы восполнить все пробелы и стать, как сейчас говорят, презентационным изданием. Это не история театра, а лишь ее абрис. За точку отсчета автор берет приезд  и пребывание в Казани молодого, по сути, начинающего актера Василия Качалова  и впервые обобщает весь тот материал, который проливает свет на три «качаловских» сезона  — с 1897 по 1900 год, ставших в определенном смысле судьбоносными для Казанского городского театра. Хотя, как следует из очерка, по тем временам Качалов был далеко не самой яркой фигурой на казанской сцене и публика обратила на него внимание лишь к началу третьего, последнего сезона… Прививший казанцам высокую театральную культуру Медведев тогда уже покинул город, и на его место пришел не менее известный антрепренер М.М.Бородай, который и принял в казанскую труппу «на выходные роли» еще никому не известного Качалова. А попытать актерское счастье в Казани ему посоветовал знаменитый артист  Александринского театра Владимир Давыдов, в свое время снискавший славу на казанских подмостках… Вот так, из попутных фактов и авторских отступлений, мы все-таки узнаем кое-что и о том, что предшествовало «качаловским» сезонам. Но это лишь отзвуки, эхо «золотого века» казанской театральной истории.

Все последующие очерки, посвященные актерам-качаловцам, во многом определявшим творческий почерк театра в 1940-1970 годы, тоже имеют определенный исторический контекст, правда, к большому сожалению, местами  еще не свободный  от идеологических установок тех лет. В результате люди постарше, те, кто, скажем, помнит московскую театральную «оттепель»   конца пятидесятых — начала шестидесятых годов, отголоски которой ощущались и в Казани, думается, будут несколько разочарованы слишком сдержанным, почти газетным стилем авторского повествования, не передающим истинный аромат той театральной эпохи. И тем более не найдет эмоционального отклика рассказ о ней у молодого читателя.

Но больше всего удручает другое. Буквально бросается в глаза, что бюджет книги составляли какие-то ну очень небольшие деньги. Видимо, в силу этого ее издатель (ООО ПКФ «Реноме») был вынужден экономить даже на корректуре, не говоря уже об участии в создании книги профессионального художника-дизайнера и литературного редактора. А они бы здесь ой как не помешали.

И все же не будем забывать: если бы не многолетние и самоотверженные, иначе не скажешь, усилия заслуженного деятеля искусств РТ Юрия Благова  донести до нас, пусть по частям и без роскошных переплетов, историю одного из старейших театральных коллективов России, то казанские театралы до сих пор не имели бы даже такого скромного издания. Ведь в самом театре, похоже, больше никому до этого нет дела. Ни денег, ни славы на уважительном отношении к театральной истории нынче не заработаешь. Это, повторюсь, тяжкий крест.  И желающих подставить свое плечо, как всегда, находится немного. В отличие от желающих бросить камень…

Тревогу вызывает и дальнейшая судьба музея театра. Кстати сказать, проектом реконструкции  для него предусмотрено просторное, специально оборудованное помещение, но театральная администрация в лице г-на Славутского (с недавних пор он не только художественный руководитель, но и директор КАБДТ им. В.Качалова) не торопится официально задокументировать данный факт и передать помещение заведующему музеем. А тем временем его экспонаты, среди которых есть действительно уникальные, продолжают храниться без соблюдения элементарных норм безопасности, можно сказать, в антисанитарных условиях. Гибнут, одним словом. По всей видимости, после того как в атриуме театра был установлен бронзовый бюст Василия Качалова, администрация сочла раз и навсегда выполненным свой долг перед великими предшественниками.

Между тем музейная коллекция Качаловского театра  насчитывает уже почти 20 тысяч экспонатов! Это — театральные программы и афиши, эскизы и макеты декораций, личные архивы и мемориальные вещи актеров, режиссеров, художников, театральные костюмы, раритетные издания и огромный уникальный фотоархив (более десяти тысяч снимков, начиная с конца девятнадцатого века!). Здесь же  — материалы по истории Чистопольского и Бугульминского театров, Казанского ТЮЗа и оперного театра, Татарского театрального техникума и многое другое.

 Думается, даже при благоприятном раскладе событий будущая музейная экспозиция Качаловского театра сможет вобрать лишь часть этой богатейшей коллекции. А потому те, кому небезразлична  театральная история Казани, и в первых их рядах — Юрий Благов, давно и активно продвигают идею создания в Казани Государственного музея театральной и музыкальной культуры Татарстана (наподобие Бахрушинского музея в Москве). Вроде бы для него уже и место определили — в здании бывшего купеческого клуба «Шарык», или так называемого Восточного клуба (ныне — ул.Татарстан, 8), однако дальше этого дело пока не сдвинулось. Между тем передать хотя бы часть своих архивов специализированному музею были бы рады и в других театрах, где «музейные комнаты»   тоже нередко существуют на положении пасынков и больше напоминают складские помещения, нежели святая святых  для всех истинных театралов, для каждого культурного человека.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще