В последние годы в Казань с завидным постоянством приезжают знаменитые артисты. Спектакли с их участием нередко становятся событием не только для местных театралов, но и для тех, кто к поклонникам сценических постановок себя не относит, но афиши с громкими именами из виду не упускает.
На днях в культурно-развлекательном комплексе “Пирамида” прошел спектакль “Слухи”, поставленный по одноименной пьесе популярного американского драматурга Нила Саймона режиссером Вадимом Дубровицким. Судя по заключительным аплодисментам зрителей, постановка и игра актеров казанскую публику не разочаровали.
Все роли в пьесе исполняют (в этом составе за редкими изменениями постановка идет вот уже девятый год), без преувеличения, звезды российского театра и кино. Это Елена Сафонова (“Зимняя вишня”), Ольга Волкова (“Папины дочки”), Андрей Ильин (профессор Чистяков в сериале “Каменская”). А также Владимир Стеклов (“Криминальный квартет”), Игорь Ливанов (“На Патриарших прудах”), Валентин Смирнитский (Портос в сериале “Д’Артаньян и три мушкетера”) и Владимир Богданов (“Империя под ударом”).
Нужно отметить, что рядом с мэтрами отнюдь не потерялись их менее именитые коллеги – молодая актриса, студентка Школы-студии МХАТ Юлия Агафонова и актриса “Ла,Театра” Инна Милорадова.
“Слухи” – одна из самых смешных, экстравагантных комедий Саймона. О чем же она?
Если коротко, то придуманное автором действие происходит в богатом доме заместителя мэра города в день годовщины его свадьбы. Изысканное американское общество собирается на банкет. Все предвещает прекрасный вечер, но с самого начала события развиваются неожиданно.
Хозяин дома Чарли (кстати, одна из главных интриг в том, что Чарли и его жена Майра так и не появятся на сцене), закрывшись в спальне, стреляет в себя в тот момент, когда появляются его друзья, муж и жена Крис и Кен Горман (Елена Сафонова и Андрей Ильин). Семейная пара в шоке: ведь абсолютно все приглашенные – известные в городе люди, а один из них, как выясняется позже, еще и баллотируется в сенаторы. Выяснить истинную причину поступка Чарли, который, к счастью, остался жив, но потерял сознание, не удается, и во избежание скандала муж и жена решают скрыть ситуацию от других гостей. Мало того, необъяснимо исчезли хозяйка дома и прислуга, праздничный стол не накрыт – что делать?
Подъехавшие следом супруги Клэр и Ленни Ганц (Инна Милорадова и Владимир Стеклов) поневоле становятся сообщниками Крис и Кена. Вот тут-то начинается самый настоящий фарс. Эти четверо, сами не понимая, что происходит, начинают морочить голову всем остальным. Кстати, выясняется, что персонаж Владимира Стеклова только что повредил в автомобильной аварии шею и ногу. Поэтому бедняжка Ленни на протяжении всего спектакля передвигался уморительными скачками, правда, удивительно ловко.
В итоге в доме возникает полный кавардак: заняты все туалетные комнаты, почетные гости принимают друг дружку за прислугу, пытаются самостоятельно приготовить еду и выпивку, отчаянно ругаются между собой. С каждым из персонажей постоянно что-то приключается. Ненадолго оглох Кен, обжег пальцы Эрни (Валентин Смирнитский), разбит нос у Гленна (Игорь Ливанов), сильно болит спина у комичной дамы по имени Куки. Роль ее исполняет Ольга Волкова, и зал просто взрывался от смеха, когда актриса в буквальном смысле слова ползала по сцене на четвереньках. Еще одна дама, жена Гленна – Кесси, тоже с причудами. Она без конца вертела в руках некий магический кристалл, который должен снимать нервное напряжение. Но получилось наоборот – Кесси то и дело впадала в шумную истерику по поводу неверности супруга.
Впрочем, очень скоро все оказываются в курсе поступка Чарли и теперь страшно боятся визита полицейских – наверняка соседи уже сообщили куда следует о звуке выстрела. “Сливки” общества откровенно паникуют: если слухов избежать не удастся, это будет означать конец спокойной, благополучной жизни и незапятнанной репутации! Доведенные до отчаяния гости на всякий случай уговаривают Ленни сыграть роль хозяина дома и прячут его до поры в одной из комнат.
Когда появляется полицейский (Владимир Богданов), события принимают очередной комический поворот. Только выяснилось, что полисмен пришел совершенно по другому поводу, как Гленн случайно проговаривается ему о выстреле. Ситуацию спасает Ленни, появившись с замотанной полотенцем головой. Он на ходу сочиняет совершенно запутанную историю и убеждает полицейского, что выстрел был случайным. Дело, как говорится, закрыто, и теперь компания может наконец-то потребовать объяснений у Чарли, который наверняка уже пришел в себя. И тут раздается чей-то вопль. Все узнают голос Майры, жены хозяина дома. Она просит выпустить ее из запертого подвала. Последняя сцена. Участники фарса замерли: неужели все сначала?
Смешная, ироничная пьеса, с живым действием – и артисты играли ее именно так. На первый взгляд, по своей атмосфере спектакль полностью соответствовал вечеру пятницы, концу предпраздничной недели. Нужно отдать должное звездам – они искренне старались развлечь публику, что, в общем, удалось. И все же показалось, что чего-то в спектакле не хватило – может быть, хотя бы одной по-настоящему прочувствованной сцены, искреннего страдания, что ли, ведь речь-то, как ни крути, шла о серьезных, жизненно важных, даже драматических для героев пьесы вещах. Поэтому у меня лично осталось ощущение, что заезжие знаменитости, скорее, продемонстрировали нам, без ложной скромности, замечательную актерскую технику, а вот внутреннее “зажигание” сэкономили.
Не исключаю, что здесь могли сказаться и некоторые технические шероховатости. К примеру, организаторам пришлось несколько увеличить сценическую площадку, чтобы разместить театральные декорации, и когда артисты выходили за “линию”, подвесные микрофоны оставались за их спинами, отчего некоторые реплики нельзя было расслышать. Впрочем, как рассказали сами звезды на пресс-конференции, организованной до начала спектакля, их устраивают условия, в которых предстоит играть пьесу. В частности, по словам Владимира Стеклова, такие современные многофункциональные площадки, как в казанской “Пирамиде”, широко распространены в США и Европе, и во время гастролей, например, в Германии, актерам в основном и приходилось играть в подобных культурно-развлекательных сооружениях.
К слову, разговор журналистов со знаменитостями оказался весьма интересным. Выяснилось, что мужской состав спектакля “Слухи” предпочитает в редкие минуты отдыха обмениваться мнениями о прекрасных дамах, спорте, рыбалке и животных – но только не о политике.
Говоря о впечатлениях от Казани, актеры прежде всего отметили, какие прекрасные спортивные сооружения появились за последние годы в столице Татарстана, и попутно поздравили казанских футболистов, хоккеистов и волейболистов с их громкими победами. Любопытно было услышать, что, к примеру, Елену Сафонову и Ольгу Волкову с Казанью связывают еще и родственные узы, а Владимир Стеклов признался, что выучил татарскую песню и даже был готов ее исполнить. Впрочем, времени на это все равно бы не хватило.
А, кстати, как относятся актеры, занятые в пьесе под названием “Слухи”, к слухам о себе самих? Плохо, признались гости, поэтому стараемся не давать повода для досужих сплетен.
Волнуются ли звезды перед встречей с казанским зрителем, избалованным визитами заезжих знаменитостей, успели еще спросить журналисты.
– Казань всегда была театральным городом, с богатой культурой, традициями. Это, между прочим, вообще отличительная черта волжских городов, поэтому выступление перед такой публикой – всегда экзамен, – сказал Владимир Стеклов.
– А я считаю, что нет зрителя “петербургского” или “астраханского”, а есть зритель “театральный” и есть случайный. Вот только иногда не сразу понимаешь, какая именно публика пришла на спектакль, в котором ты играешь, – добавила Елена Сафонова.
Слова актрисы я вспомнила после спектакля – интересно, в тот вечер мы какими были зрителями? В следующий раз нужно будет спросить.