“О, голубка моя”

Фильм “Голубка” Сергея Ольденбурга-Свинцова – это ошеломляющий дебют в кинорежиссуре. Зрение и чутье талантливейшего фотографа помогли ему идеально выбрать исполнителей главных ролей: Инга Оболдина и Александр Коршунов впервые реализовались в этом фильме как действительно великие актеры.

Фильм “Голубка” Сергея Ольденбурга-Свинцова – это ошеломляющий дебют в кинорежиссуре. Зрение и чутье талантливейшего фотографа помогли ему идеально выбрать исполнителей главных ролей: Инга Оболдина и Александр Коршунов впервые реализовались в этом фильме как действительно великие актеры.

Наконец-то на экране мы увидели полнокровные страсти, а не страстишки, стали свидетелями борьбы почти отчаявшейся женщины за право быть любимой и растерянности мужчины, отвыкшего от неожиданно обрушившихся на него чувств – неподдельно сильных, почти забытых. А еще мы увидели провинциальную Россию, ставшую шекспировской сценой, где настоящая любовь вызывает у людей, ею обделенных, жестокую зависть.

В киноязыке этого фильма присутствует особенная новизна целомудрия, не боящегося, однако, праздничного сумасшествия любви. Это – редчайший случай жизнерадостной (но не оптимистической) трагедии.

Евгений Евтушенко, 22 августа 2008 г.

 

Премьеру полнометражного игрового фильма “Голубка”, снятого по рассказам казанского журналиста Светланы Колиной, кинорежиссер Сергей Ольденбург-Свинцов планирует провести именно в Татарстане, приурочив ее к юбилею своего друга, нашего известного земляка – художника Геннадия Архиреева. Зрители смогут также встретиться с исполнителями главных ролей картины – Ингой Оболдиной, Александром Коршуновым и Мирославой Карпович. Ожидается, что презентация проекта пройдет в июне, в Казани и на острове Свияжск, где разворачивается основное действие картины.

“Светлану Колину и Геннадия Архиреева я знаю уже двадцать лет, – рассказывает Сергей Ольденбург-Свинцов. – С первого дня знакомства понял: Гена – замечательный художник и редкий по мировоззрению и отношению к жизни человек. Со временем для меня открылся талант Светланы. Она отменная рассказчица. Виртуозно, “в лицах”, умеет представить истории из своей жизни. В какой-то момент впечатлений от общения накопилось столько, что ко мне пришло осознание – о них нужно снимать кино! Я пригласил Свету в Москву, и она четыре дня рассказывала мне свою с Геной жизнь – яркие эпизоды, воспоминания детства. Я все записал на диктофон, потом часами расшифровывал. Это был бесценный материал, которого хватило бы на толстенный роман. Название родилось так. Я поинтересовался у Гены, какая у него любимая песня? Он ответил не задумываясь: “Конечно, “Голубка”!” И я вывел в заглавии строчку: “О, голубка моя!”. И сейчас делаю все, чтобы земляки увидели “Голубку” как можно скорее”.

Мне повезло – я в числе первых увидела этот красивый, тонко выстроенный мир взаимоотношений художника и его возлюбленной, их существования среди людей, не по-музейному живущих на фоне известного историко-культурного заповедника. “Голубка” – это московский проект, в котором использовалась техническая база “Мосфильма”. В Казани съемочная группа находилась в экспедиции – с полным набором необходимого оборудования, специалистами высокого класса. Нехватку “московских кадров” компенсировали местными силами. Главного героя в детстве сыграл четырехлетний Арсений Ахметзянов. Нет сомнения в том, что это будет желанная и ожидаемая премьера для татарстанцев, которая подарит им подлинное чувство сопричастности. Инициативу режиссера уже поддержали Агентство “Татмедиа” и ГУ “Татаркино”.

“Сегодня выход любой кинокартины в прокат сопряжен с затратами, сопоставимыми с бюджетом производства фильма. В девяти случаях из десяти экономически это не оправдывается. Но иногда встречаются картины со скромным бюджетом, приносящие хорошие сборы. В этом случае работает “сарафанное радио”. У нашей “Голубки” очень хороший “сарафан” – картина нравится зрителям всех возрастов. В феврале я показывал фильм в Ханты-Мансийске на фестивале “Дух огня”. В зале собралась молодежь от 15 до 20 лет. И хотя “Голубка” адресована тем, кому “за двадцать” (позиционируется как “комедия для взрослых”. – А.Х.), ее понимают и принимают даже подростки. Публика в Ханты-Мансийске реагировала очень эмоционально”.

Кредит доверия

Сергей Свинцов родился 13 июня 1957 года в Казани. По окончании школы в течение года работал тарировщиком (наладчиком измерительных приборов) на заводе “Теплоконтроль”. Потом был Казанский авиационный институт, факультет двигателей летательных аппаратов.

“В 1981 году мне вручили диплом вместе с почетной грамотой “За достижения в научно-исследовательской работе” (мой дипломный проект посчитали конструктивно смелым). К грамоте прилагалась небольшая книга в синем переплете с красным флагом на обложке – монография “Броненосец “Потемкин”. Книга была не о знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна, а об истории и техническом устройстве “легендарного корабля революции 1905 года”. Но сегодня я убежден: этот факт волшебным образом повлиял на мою жизнь”.

Затем последовали два года рутины в должности комсомольского секретаря объединения “Татмебель” и серьезное увлечение фотографией, вступление в творческую группу “Тасма”, объединявшую лучших фотографов Казани, участие в выставках и – поступление во ВГИК. Любовь к кино и фотографии привели Сергея в 1984 году на операторский факультет. Легендарный кинооператор Вадим Иванович Юсов, набиравший студентов, предложил ему место на втором курсе (двое студентов отправились в армию). Так Сергей оказался в мастерской профессора Александра Владимировича Гальперина (оператора фильма “Трактористы” с Ладыниной и Крючковым). С Юсовым они дружат до сих пор. В свободное время бывал на занятиях мастерской Марлена Хуциева. У Хуциева же посещал высшие курсы режиссеров монтажа.

Операторы во ВГИКе понемногу постигают все профессии: сами пишут сценарии, сами снимают свои работы. На практике в Киеве, на студии им. А.Довженко Сергей понял, что кино – творчество коллективное. Его дипломной работой во ВГИКе стал авторский документальный фильм “Где вы пропадаете, Маэстро?” – о выдающемся оперном режиссере и знаменитом теноре Ниязе Даутове. Окончание ВГИКа совпало с разгаром перестройки. Были редкие предложения снимать рекламу или документальные фильмы на видео.

“Я готов был снимать что угодно, но чаще съемки заканчивались, едва начавшись. В 2000 году запустился многосерийный проект на студии “ТриТэ” Никиты Михалкова, где мне посчастливилось работать оператором-постановщиком. Это была удача! Продюсер – Никита Михалков, художественный руководитель проекта и автор сценария – Александр Адабашьян. У Адабашьяна я научился очень многому. Мы собирались в его уютной квартире на Новом Арбате и обсуждали изобразительное решение каждой серии. Он рисовал раскадровки. Опыт работы в “ТриТэ” стал решающим в моем понимании профессии кинорежиссера.

В 2002 году я стал одним из организаторов международного балетного фестиваля GRAND PAS. Лучшие танцевальные коллективы из разных стран, звезды балета, выдающиеся хореографы, живописные постановки… Пять лет отдал балету, а взамен получил огромный опыт продюсирования”.

За эту работу на сцене Большого театра Сергея Ольденбурга-Свинцова наградили сертификатом “Кредит доверия” от банка-спонсора, который давал право на банковский кредит “для реализации своей мечты”. Этой мечтой было снимать кино. Так появился фильм “Голубка”.

“Моя подруга, сценарист Александра Ивченко, сказала как-то мне, что кино делают не режиссеры, а Бог. Когда все должно случиться, тогда все и складывается. Само придет. Ты можешь долго искать актера – год, два, но в тот момент, когда он понадобится, Вселенная пошлет тебе его…”

После “Голубки”

заговорит

“Немая кукушка”

В прошлом году “Вселенная” послала Сергею Ольденбургу-Свинцову еще один проект – экранизацию нашумевшей в Татарстане пьесы Зульфата Хакима “Немая кукушка”. Этот материал режиссеру предложила в личной беседе министр культуры Зиля Валеева. Последовало знакомство с автором. Так Ольденбург-Свинцов узнал трогательную историю о том, как татарин из Финляндии не стал стрелять в советского татарина, услышав песню на родном языке… Лично у меня было подозрение, что в выхолощенной московскими профессионалами истории не останется места для дорогой сердцу “татарской души”. Но когда я увидела сценарий, написанный Сергеем в соавторстве с Валерием и Александрой Ивченко и Еленой Селезневой, то прочитала его на одном дыхании, обливаясь слезами… Мои сомнения рассеялись.

“В этой истории меня зацепило то, что она очень волнующая и жизнеутверждающая. То, что история эта – о достойных людях, о чести, о благородстве, о гордости и, конечно, о любви. История, помогающая нам осознать – кто мы… Возможно, у меня был личный мотив. Мой отец потерял в войну родителей, с шести лет воспитывался в детском доме. Потом некоторое время жил в Заинске, в приютившей его семье. Меня – пятилетнего – родители брали с собой, когда летели из Казани в Заинск погостить. Было жаркое лето, и я помню, как научился плавать в реке Зай. Недалеко от тех мест происходили события, описанные в “Немой кукушке”.

А еще в фильме есть много интересного с профессиональной точки зрения. Воссоздание исторической эпохи 30-40-х годов, красочные сцены праздника Сабантуй в Субаях, лирическая линия Зарифа и Кашифы… А также должно быть много прекрасной музыки, татарского песенного фольклора.

“Сценарий давно готов, и в настоящее время я собираю команду, с которой будет комфортно работать, проигрываю в голове какие-то сцены, представляю, как они должны выглядеть на экране. Есть союзники – опытные профессионалы, настоящие кинематографические “зубры”, выразившие желание участвовать в этом проекте. Надеюсь, кризис не помешает начать съемки первых сцен “Немой кукушки” уже следующей зимой”.

Как отметил Сергей, снимать татарстанское кино можно уже сейчас, без организации своего кинопроизводства. К примеру, многие фильмы снимаются на базе “Мосфильма”, проявляются в лабораториях “Саламандры”, монтируются в небольших частных студиях, перезаписывают звук за рубежом. Главное – это конечный результат, то есть фильм.

“Я уже сейчас думаю о привлечении профессионалов из Казани: понадобится помощник художнику-постановщику для работы над декорациями и сценами, связанными с татарским бытом. Понадобится художник по национальным костюмам, консультант по татарскому языку. Мы будем сотрудничать с актером и режиссером Рамилем Тухватуллиным. Это он познакомил меня с Зульфатом Хакимом. Его опыт создания первых национальных кинопроектов может оказаться для меня очень ценным”.

P.S. Если перечислить имена всех казанцев, снимающих сегодня кино в Москве, станет ясно – с кинематографическими кадрами проблем не будет. Нужна только “государственная воля”. Скажите, мог ли кто предположить лет пятнадцать назад, что казанский “Рубин” станет чемпионом России? Сегодня это – реальность. Будет в Татарстане и собственное кино! В этом нет ничего невозможного. Фильм, полностью снятый в Татарстане, уже появился. И для начала нужно сделать все, чтобы его увидели зрители.


Айсылу ХАФИЗОВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще