Все шире круг каллиграфов

24 апреля в Москве при содействии фонда Марджани открылась выставка “Татарский шамаиль: слово и образ”, посвященная 70-летию Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова.

24 апреля в Москве при содействии фонда Марджани открылась выставка “Татарский шамаиль: слово и образ”, посвященная 70-летию Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова.

В залах Государственного музея Востока представлено около 70 образцов самобытной формы изобразительного искусства, которая получила развитие среди поволжских татар во второй половине ХIХ века. Шамаили – это не только радующие глаз хитросплетения арабской вязи, их изобразительный язык символичен и очень разнообразен. Содержание шамаилей составляют тексты Корана, нравоучения и богатая символика народного ислама, вплетенная в орнаментальные композиции с видами святых мест и паломничества. В традиционном татарском быту шамаиль занимал место картины, он не столько украшал внутреннее пространство дома, сколько напоминал о красоте божественного замысла, чем освящал и оберегал дом.
В экспозицию выставки “Татарский шамаиль: слово и образ” вошли произведения из коллекций Государственного музея изобразительных искусств РТ и фонда Марджани, а также работы, находящиеся в собственности авторов. На их примере можно проследить эволюцию этого вида традиционного татарского искусства: от старинных шамаилей, выполненных на оборотной стороне стекла с использованием масляных красок и фольги, печатных шамаилей, получивших распространение в предреволюционные годы, – до работ профессиональных художников, обратившихся к этому искусству в наши дни.
В частности, привлекают внимание несколько графических работ, выполненных выдающимся татарским художником Баки Урманче, который еще в 1970-х годах попытался освоить и возродить утонченное искусство арабской каллиграфии и татарского шамаиля.
“Современные художники каждый по-своему интерпретируют тему каллиграфии, – говорит куратор выставки, заведующая отделом живописи и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ Рауза Султанова. – Одни, как Фирдаус Гирфанов, сохраняют канон шрифта, пытаясь придать изображению сакральность, для чего обращаются к старинной технике, другие находят образцы для подражания в арабской и персидской рукописной традиции. Многие живописцы, подобно Салавату Гилязетдинову и Василю Ханнанову, создают абстрактные композиции, в которых современными изобразительными средствами развивают тему сакральности божественного письма.
Одним из организаторов и участников выставки является Рустам Шамсутов, научный сотрудник ИЯЛИ им. Ибрагимова, лидер творческой группы “Алиф”, объединяющей художников, работающих в этом жанре. “Современный шамаиль не выражает, как в начале прошлого века, народное самосознание, – говорит он. – Сегодня шамаиль – это артефакт, связывающий художника с историей народа и мирозданием, Космосом”.
Одним из самых интересных каллиграфов республики является народный художник РТ Владимир Попов. Помимо шамаилей, Попов искусно создает тугры – написание фамилии, которая благодаря пластичности арабской вязи становится эмблематичной. Когда-то тугра служила подписью турецкого султана, но сейчас любая фамилия может обрести сакральное качество, что, конечно же, означает уход от канона. Например, Владимир Попов сделал тугры Президенту России Дмитрию Медведеву и японскому императору.
Большим успехом на открытии выставки пользовались тугры, которые, импровизируя на глазах у посетителей, Наджип Наккаш (Исмагилов) создавал всем желающим. А таковых к столу, за которым он “священнодействовал”, выстроилась целая очередь.
Выставка “Татарский шамаиль: слово и образ” является важным событием, свидетельствующим о возрождении одного из традиционных видов татарского искусства и широкого интереса к нему. Выставка в Москве продлится до 15 июня.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще