Опубликовано: 07.05.2009 0:00
С 24 по 26 апреля на сцене ТГАТ им. Г.Камала проходили гастроли Самарского академического театра драмы им. М.Горького. «По обмену» Самарский театр приезжает в Казань уже пятый раз.
— А началось все с поездки на теплоходе, — рассказывает художественный руководитель театра Вячеслав Гвоздков. — Мы плыли по Волге до Чебоксар, и в Казани я навестил могилу Марселя Салимжанова, моего хорошего друга. Зашел и в Камаловский театр. Там встретился с артистами и Фаридом Бикчантаевым. После нашего общения мы решили, что надо нашим театрам обязательно «обменяться», и даже название этому проекту придумали: «Разные, но не чужие». У нас в Самаре обширная татарская диаспора. После спектаклей камаловцев многие зрители признавались, что до этого никогда не видели театра на родном языке.
В январе Татарский академический театр им. Г.Камала показал на сцене Самарского театра драмы комедии «Одержимый» Т.Миннуллина, «Ружье» З.Хакима и «Люстру» И.Зайниева. В свою очередь самарцы привезли в Казань спектакль «Полковник Птица» по пьесе Христо Бойчева, а также «Детектор лжи» и «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесам Василия Сигарева. В разные годы Самарский театр драмы представлял также на казанской сцене такие спектакли, как «Униженные и оскорбленные» Ф.Достоевского, «Доходное место» А.Островского, «О мышах и людях» Д.Стейнбека и другие.
— Ваш спектакль «Полковник Птица» в этом году был выдвинут на «Золотую Маску» сразу в трех номинациях. Как он был принят в Москве?
— Приняли очень хорошо. Возникли, правда, небольшие сложности с декорациями — у нас в первом действии падает огромная стена. Эта декорация очень тяжелая… И получилось не совсем так, как хотелось. Но несмотря ни на что, спектакль был принят очень тепло, были долгие овации.
В 1980-е годы я поставил «Полет над гнездом кукушки» Кизи — спектакль, ставший знаковым в моей жизни. «Полковник Птица» — это моя «антикукушка». Если в «Полете» звучал лейтмотив борьбы, протеста, который был актуален на тот момент, то в «Полковнике», напротив, звучит лейтмотив объединения. С этой пьесой я мучился три года. И только когда в спектакле появилась Роза Хайруллина (кстати, ваша землячка), я понял, что спектакль спасен…
Напомним, что заслуженная артистка РФ и РТ, лауреат Госпремии РФ и премии имени К.С.Станиславского Роза Хайруллина — выпускница Казанского театрального училища и свой творческий путь она начинала в Казанском театре юного зрителя. В 1997 году, после случившегося в ТЮЗе пожара, Роза Хайруллина была приглашена Адольфом Шапиро в Самарский театр юного зрителя (нынешний «СамАрт»). Сейчас Роза Вакильевна является ведущей актрисой этого театра и параллельно играет на столичных сценах. Недавно состоялась премьера спектакля «Олеся» в Театре-студии Олега Табакова, где Роза Хайруллина играет одну из главных ролей, а спектакль Галины Бызгу «Я скучаю по тебе» с Хайруллиной в главной роли успешно идет на петербургской сцене.
Роза Хайруллина — уникальная актриса. Уникален не только ее дар, но и амплуа — ведь она даже не актриса, а клоун. Грустный клоун — именно эту «нишу» заняла Хайруллина в современном театре. Режиссеры находят в ней удивительные сочетания: детский голосок и черные «потусторонние» глаза, хрупкая фигурка и трагическая, воспаленная душа…
Наша беседа с Розой Хайруллиной началась с «истоков».
— Вашими педагогами в училище были Празат Исанбат и Шахсанэм Асфандьярова. Какие их принципы, заветы вы хотели бы пронести через всю жизнь?
— Они говорили мне всегда одно: придется очень много трудиться. И еще говорили, что если много дано — много спросится. И приучили меня очень тщательно работать, потому что только тогда можно что-то сделать живое, настоящее. И, конечно, именно они привили мне внутреннюю, духовную культуру. Это касается всего — театра, литературы, музыки…
— Вы поступали на русское отделение, но учились в итоге у татарских мастеров. Как это получилось?
— Меня взяли туда из-за моей внешности, наверное… К тому же я знаю татарский язык, с детства общалась на нем с родителями. Но работать всегда хотела в русском театре. Так оно и вышло. По окончании учебы приглашения были из разных городов, но я выбрала Казанский ТЮЗ.
— А когда произошло ваше «обретение» профессии? Или сразу после училища вы почувствовали себя актрисой?
— Нет однозначно! Лет пять я работала в каком-то «колбасном» состоянии. Наверно, только с приходом в ТЮЗ Бориса Цейтлина я поняла, что такое моя профессия. И с приходом в труппу таких актеров, как Сережа Мосейко, Миша Меркушин, Надя Кочнева, Лена Крайняя. Именно тогда мы обрели друг друга и профессию. Цейтлин, конечно, нам мощно «дал по мозгам» — по-другому и не скажешь. Доходило до того, что приходилось задаваться вопросом: а имеешь ли ты право на эту профессию?
— Про Цейтлина рассказывают страшные истории: это жесткий режиссер и жесткий человек…
— Да. Но я очень рада, что прошла эту школу. Иначе бы я не была сегодня тем, что я есть.
— Можно ли сказать, что свои «роли-ступени», формировавшие вас как актрису, вы сыграли именно в Казанском ТЮЗе?
— Абсолютно точно. Встреча с Цейтлиным и ребятами — это было настоящее и самое сильное, как первая любовь, она единственная и неповторимая. Позже я работала в совершенно разных театрах, но до сих пор считаю, что по силе, отдаче и духовности таких актеров, как в Казанском ТЮЗе, нет ни в одном театре России. Они до сих пор для меня внутренний цензор. То есть, играя, я всегда думаю, что они могут сидеть в зале…
Среди ролей, сыгранных Розой Хайруллиной в Казанском ТЮЗе, Секретарша в «Драконе» Е.Шварца. В пьесе такого персонажа нет, роль бессловесной секретарши актриса сочинила сама и предложила Цейтлину использовать в спектакле. Действие пьесы происходит в 1937 году. Роза Вакильевна придумала, что ее героиня сидит за пишущей машинкой в вечернем платье с декольте, валенках и перчатках. А незадолго до этого ей на глаза попала стенограмма допросов Зощенко и Ахматовой, которая была залита слезами: стенографистка плакала над листами бумаги. Эта стенографистка и стала прообразом ее героини.
После «Дракона» Цейтлин приступил к постановке пьесы Володина «Мать Иисуса». Ее действие происходит через три дня после распятия Христа: его мать все три дня стоит под дождем, не заходя в дом, ожидая, что сын все-таки вернется… Через некоторое время в ТЮЗе поставили «Бурю» Шекспира. Там было четверо Ариэлей-актеров, выполняющих все прихоти и капризы своего «режиссера» Просперо. Но один из них — Красный Ариэль, которого играла Роза Хайруллина, — ни в какую не хотел подчиняться… Труппа успела сыграть этот спектакль всего несколько раз, и Красный Ариэль вырвался на свободу — в театре случился пожар…
— Запись «Бури» чудесным образом попала ко мне — из «цейтлинского» ТЮЗа я видела только это. Незабываемое впечатление.
— А люди до сих пор помнят этот спектакль, даже в Москве. До сих пор, когда я где-то появляюсь, все завороженно говорят: «Красный Ариэль». И у меня мурашки… (долгая пауза).
— После пожара в ТЮЗе вы уехали из Казани. Почему? Ведь здесь есть и другие театры — Качаловский, Камаловский… В последнем вы даже работали, будучи студенткой училища.
— На тот момент меня туда не приглашали. А этот пожар стал в какой-то мере «закономерным» событием. Он произошел как бы на пике жизни театра. А мне пришлось все начинать сначала.
— Спустя три года в вашей жизни возник Самарский ТЮЗ, нынешний «СамАрт». Насколько я знаю, на одном из фестивалей вы увидели спектакль Адольфа Шапиро «Колобок» и поняли, что это «ваш театр».
— Да, все было именно так. Я поняла, что должна там работать. Спектакль «Колобок» поразил меня своей простотой. Там не было наигрывания. Все было просто, по-честному. Для меня это очень важно. Я позвонила Адольфу Яковлевичу Шапиро и вскоре получила приглашение в театр. В «СамАрте» случилось мое второе рождение… Мне нравится здесь то, что все время меняются режиссеры, художники, композиторы. Все это дорогого стоит. В том числе и больших денег, но их здесь находят.
— В одном интервью вы сказали, что режиссер всегда умнее актера. По-моему, редкий актер так считает.
— Актер видит только себя, свой образ, на уровне своего пупка. А режиссер видит мир. Главное — слышать, куда он тебя ведет. Поэтому ошибается тот актер, который считает себя умнее режиссера. В этом случае, как в греческой трагедии, он начинает соревноваться с Богом. И как только актер вступает в такое соревнование — он умирает. Потому что это амбиции, а амбиции убивают актера.
— Вы следите за театральной жизнью Казани?
— Конечно. И мне очень больно от того, что сейчас происходит в моем родном театре. В такой театр я возвращаться не хочу. Я бы там просто не выжила. Ведь это не спектакли, а какие-то дайджесты!
— Что вас больше всего раздражает в современном театре?
— Меня очень раздражает отсутствие позиции — позиции режиссера, актера, драматурга. Театр — это прежде всего работа для зрителей. Просто «развлекаловка»? Нет, ребята, для этого есть шоу, эстрада, Пугачева, «Нотр-Дам де Пари»… Театр — это разговор. Взять тот же Казанский ТЮЗ. Там не разговаривают со зрителем. А ведь зритель очень любит, когда его держат за умного собеседника. Как в Японии — японцы могут сидеть и молчать, а потом сказать: «Спасибо, была очень содержательная беседа».
Думаю, что сейчас в театре наступило время тургеневского Базарова. Не надо никого пытаться удивить, не надо изобретать велосипед — до тебя уже все сделали. Надо просто честно делать свое дело. Выходить на сцену и честно играть… Театр не воспитывает, нет, — это громко сказано. Но театр должен оставаться местом для исповеди.
— Вы думаете о будущем?
— Нет, совершенно. Роли, режиссеры приходят как дар. Всегда. Например, спектакль «Я скучаю по тебе» приглашен в этом году на фестиваль имени Станиславского и будет показан осенью в Москве. Я ведь этого тоже совсем не ожидала.
— И будет вторая премия Станиславского?
— А я думаю, что будет. Я это чувствую.
— Что сейчас для вас значит Казань?
— Казань… Это удивительный город. Насыщенный. Здесь особая энергетика, которая многое дает. И зима здесь необыкновенная, и люди какие-то другие. Мне все время кажется, что я в командировке. Если бы Казань знала, что я вся состою из нее и мысленно каждый день хожу по этим улицам… (долгая пауза). Я была вынуждена уехать из Казани. Это потом кажется, что все так хорошо, что был взлет. А что с человеком происходило на этом пути, сколько раз он падал… Это остается за кадром.
Айгуль ДАВЛЕТШИНА.
![]() |
25.09.2023
Погоду сделают джазовый панк и внучка ВизбораМузыкальный фестиваль «Джазовая Казань» нынче уже в десятый раз пройдет на сцене концертного зала Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая. |
![]() |
25.09.2023
Сезон открыли с восходящими звездамиГосударственный симфонический оркестр Татарстана открыл 58-й концертный сезон программой, в которой солистами выступили совсем молодые музыканты, в том числе правнучка Мусы Джалиля. |
![]() |
25.09.2023
Портрет глазами клоунаВ Казанском цирке открылась международная выставка художников-карикатуристов «Цирк сквозь призму смеха». В экспозиции представлено около 370 рисунков более чем из 40 стран, в том числе из Китая, Индии, Бразилии, Германии, Израиля. |
![]() |
23.09.2023
Путешествие через три столицыСтатус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума. |
![]() |
22.09.2023
Байопик на пуантахТатарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. |