В Казани ему дышится легко

“Остров в океане” – так назвал свою книгу “о буднях и праздниках камаловской сцены” известный московский театральный критик Борис Поюровский.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_1347369020

“Остров в океане” – так назвал свою книгу “о буднях и праздниках камаловской сцены” известный московский театральный критик Борис Поюровский. В нее вошли статьи и рецензии, написанные им за многие годы творческого общения с актерами и режиссерами Татарского академического театра им.Г.Камала.

А впервые он оказался среди его зрителей более полувека назад. Это было в 1957 году в Москве, во время Декады татарской литературы и искусства. (Многие из тех, кто сегодня определяет творческое лицо Камаловского театра, тогда еще даже не родились, включая нынешнего главного режиссера Фарида Бикчантаева.) И, как пишет Борис Поюровский, попасть тогда на спектакли камаловцев было практически невозможно. Ажиотаж был такой, что на подходах к Центральному детскому театру, где проходили гастроли Татарского театра, дежурила конная милиция. Конечно, ему, в то время молодому театральному критику, местечко в зрительном зале нашлось, и с тех пор он не пропускал московские гастроли театра, да и сам зачастил в Казань на камаловские премьеры…

В книге “Остров в океане” красной нитью проходит мысль, что Театр Камала (автор придерживается именно такого написания, для него это имя собственное) – уникальное явление как на всем советском, так и

постсоветском пространстве. Это убеждение автора основывается не только на его зрительских впечатлениях и профессиональном общении с несколькими поколениями деятелей татарского театра, но и на том восхищении, которое неизменно вызывает у многоопытного московского критика атмосфера внутри Камаловского театра – очень творческая и вместе с тем почти домашняя, без обычных театральных склок и интриг.

Особым чувством согреты страницы книги, посвященные Марселю Салимжанову, с которым автора связывала многолетняя личная дружба. И это, кстати сказать, не мешало одному публиковать критические рецензии, а другому – воспринимать критику. Одна из статей, вошедших в сборник, так и называется – “Друг не имеет права лукавить”. И почти каждый, кто выходит сегодня на камаловскую сцену, найдет в этой книге теплые строки о себе и профессиональный разбор своих ролей.

Московская презентация “Острова в океане” была приурочена к 75-летнему юбилею Бориса Поюровского и состоялась в Центральном Доме актера. А на днях Борис Михайлович приехал в Казань, чтобы посмотреть новые спектакли камаловцев и по традиции обсудить их на труппе. Пользуясь случаем, в театре устроили казанскую презентацию книги и скромное чествование Бориса Поюровского в связи с его недавним юбилеем. Но даже та малая толика торжественности, с которой обставили камаловцы это событие, привела гостя в большое смущение. Он то и дело покидал свое “юбилярское” кресло, чтобы одарить добрым словом, цветами кого-нибудь из пришедших его поздравить либо рассказать очередную театральную байку, которых знает множество. А уж какой он великолепный рассказчик – это отдельная песнь. Как и его неподражаемое чувство юмора. Причем на этот раз Поюровский особенно много шутил по поводу своего возраста (“Борис Михайлович, вам никогда не дашь столько лет”. – “А мне столько и не дают. Дают больше…”). И это не кокетство, не показная самоирония, а мудрая улыбка потомственного интеллигента. Лишь при упоминании о тех, кто еще недавно входил в ближний круг его друзей – Марселе Салимжанове, Маргарите Эскиной, виновник торжества заметно грустнел. Абсолютно серьезен был он и в тот момент, когда первый заместитель министра культуры РТ Айдар Гайнутдинов вручил старейшему театральному критику Москвы давно дожидавшуюся его награду – медаль “В память 1000-летия Казани”.

“В Казани мне дышится легко”, – признается Поюровский в своей книге, и, глядя на то, как на протяжении двух часов он шутил, рассказывал и реагировал на шутки других, понимаешь, что это чистая правда.

Борис Поюровский – автор уже ста книг. Среди его “героев” – Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Александр Ширвиндт, Наталья Гундарева, Московский театр Сатиры, Ленком… К слову, “Остров в океане” – девяносто седьмая по счету. С тех пор у него вышло еще три книги, в том числе посвященная Александру Абдулову. И по словам Бориса Михайловича, у него почти готова следующая, 101-я…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще