В казанском кинотеатре “Мир” всю эту неделю демонстрируются немецкие фильмы в рамках Дней Германии, проходящих в Казани. В нынешней киноафише – картины, передающие дух немецкого кинематографа, от культовой “Беги, Лола, беги!” Тома Тыквера до детской сказки режиссера Вольфганга Штаудте “Приключения маленького Мука”.
Главной особенностью большинства немецких фильмов является их остросоциальная направленность. Она сформировалась еще в шестидесятых – семидесятых годах прошлого века, когда многие режиссеры в Германии постепенно отказались от развлекательного кино в пользу вдумчивого, поднимающего острые проблемы современности искусства. Наиболее яркими представителями того времени являлись такие ставшие теперь классиками режиссеры, как Вим Вендерс, Фолькер Шлендорф, Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер.
Сейчас на слуху у любителей кино имя талантливого немецкого режиссера, сценариста и композитора Тома Тыквера, известного российским зрителям по фильмам “Беги, Лола, беги!” и “Парфюмер: история одного убийцы”. Первая картина в 1998 году сделала его известным в Европе, вторая в 2006 – во всем мире. Неудивительно, что именно история девушки Лолы, помогающей своему парню выбраться из денежной передряги, открывает неделю немецкого кино в Казани. Фильм в общей сложности получил 25 наград и был 13 раз номинирован на различные кинопремии. Картина интересна тем, что в ней показываются три истории, три варианта развития одних и тех же событий. Две из них заканчиваются печально, смертью главных героев, и только в финальной части зрители видят счастливый исход: Лола находит нужную сумму денег, чтобы спасти своего парня Манни.
Тыквер в своей картине ставит проблемы религии и проводит идею о том, что судьбы людей взаимосвязаны, и каждый отдельный поступок человека ведет за собой цепочку последовательных событий. Так, у женщины в фильме, с которой каждый раз сталкивалась героиня, будущее менялось в зависимости от решения Лолы. Еще одним достоинством фильма следует назвать замечательный ритмичный саундтрек, написанный самим режиссером. Кстати, Том Тыквер – автор музыки почти всех своих картин.
Любителей психологических драм наверняка заинтересует картина “Четыре минуты” Криса Крауса, также подготовленная для казанских зрителей. Это история восьмидесятилетней преподавательницы игры на фортепиано Труды Крюгер. Старая дама уже много лет дает уроки музыки в женской тюрьме. Но никогда она еще не встречала такой заключенной, как 21-летняя Дженни – убийца, готовая разнести все вокруг просто ради собственного удовольствия. Однако в ней скрывается, возможно, гениальная пианистка. С помощью Труды она может победить в престижном фортепьянном конкурсе, но для этого пожилой леди придется организовать побег своей подопечной.
Идея картины не нова, мы уже несколько раз видели, как учитель вытаскивает ученика из психологической ямы, наполняя его пустую жизнь смыслом или способностью к поиску смысла. Однако снять качественную драму, в которой ярко раскрывается сущность героев, – большая и трудная работа, с которой Краус справился блестяще. Каждый кадр картины вызывает эмоции у зрителя своей реалистичностью, в некоторых моментах граничащей с жестокостью. Чего только стоит игра Дженни на фортепьяно пальцами, испачканными кровью только что избитого ею охранника, или финальное четырехминутное выступление героини, ради которого, по большому счету, и снимался весь фильм. Удивительно, насколько четко удалось Крису Краусу на экране создать портрет человека только с помощью музыкального инструмента.
В итоге в копилке “Четырех минут” – престижная награда “за лучший фильм” на фестивале в Шанхае, приз “за лучший фильм” на Международном кинофестивале в Рейкьявике и еще двенадцать премий и одна номинация.
Завершится неделя немецкого кино ретромелодрамой о судьбе семьи немецких евреев в конце сороковых годов прошлого века “Нигде в Африке” режиссера Каролины Линк и трагикомедией “Мой друг” Себастьяна Шиппера, в которой режиссер ответит на вопросы о том, что же в его понимании есть дружба и на какие поступки способен человек ради своего друга. Первая картина в 2003 году стала лауреатом премии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.