В поступательном движении литературы, особенно созданной в переходные периоды истории, как бы исподволь проявляются общие внутренние закономерности, которые выпукло вырисовываются в творчестве наиболее талантливых и чутких к велению времени художников слова. Так, в конце XIX века татарский народ шагнул от полуфеодального крестьянского уклада к капиталистическим, рыночным отношениям, натужно преодолевая груз прошлого.
Эти процессы в жизни татарского общества нашли художественное воплощение в романах Загира Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича» (1887) и «Великие грехи» (1890) , в которых обозначился переход к более реалистическому изображению жизненных явлений. Спустя сто лет российское общество, в том числе и татарский народ, пережив революции, войны, тоталитарный режим, снова вернулось на «исходные позиции» — к рыночным отношениям, приоритету частной собственности. Сложность и неоднозначность этого процесса в значительной степени нашли отражение в романах Талгата Галиуллина «Покаяние» (1997) , «Петля» (1998) и «Ночные дороги» (2003) , составивших трилогию «Саид Сакманов». Первые две книги, выпущенные Таткнигоиздатом на русском языке в 1999 году, моментально разошлись и стали библиографической редкостью. «Ночные дороги» вышли в Москве в издательстве «Голос-Пресс» в 2008 году.
Я думаю, что это богатый жизненный опыт подсказал автору обратиться к животрепещущей теме современности. Ведь Талгат Галиуллин — доктор наук, профессор, член-корреспондент АН Татарстана, академик Российской гуманитарной академии, автор более 20 монографий и учебников, нескольких повестей и тонких иронических рассказов.
В своем новом эпическом произведении писатель, изображая жизнь различных слоев общества, развенчивая алчность, двуличие, жестокость, стремится помочь людям, особенно молодым, научиться отличать белое от черного, правду от лжи.
События, лежащие в основе трилогии Талгата Галиуллина, возвращают нас в начало 1990-х годов, к перестройке и трудному выбору, перед которым оказались страна и каждый из нас… На фоне перестроечной реальности, часто граничащей с абсурдом, автор пытается понять внутреннюю логику поступков главного героя, его превращения из вчерашнего комсомольского вожака, преданного интересам государства советского офицера в мафиози и олигарха. Вместе с тем понимаешь, что ступить на эту жизненную стезю его вынуждают обстоятельства. В условиях «дикого капитализма» ему приходится прибегать к методам своих противников, лжедрузей. Ибо, как говорится, «с волками жить — по-волчьи выть».
Гибель близких, потеря друзей, предательство соратников – все это селевым потоком обрушивается на главного героя. Не раз он и сам оказывается на краю гибели. При всем том Сакманов сохраняет человеческое достоинство, веру в справедливость. Даже будучи замешанным в противозаконных сделках, он оправдан своей добротой, человечностью.
Добротой Сакманова пользуются многие, но далеко не все платят ему тем же. Яркий тому пример – Рыжий, которого Сакманов вывел в люди, но вместо чувства благодарности тот преисполнен зависти и стреляет в спину своему благодетелю…
В финале романа роль «мирового судьи» отведена природе, которая играет значительную роль в раскрытии психологии персонажей. «Ярко-желтая луна с позиций своей бесконечности с крайним изумлением и непониманием взирала на безрассудные поступки детей Земли. Этим хрупким, как бабочки, существам дана одна-единственная жизнь, одно мгновение, и эту короткую жизнь они не умеют прожить красиво, не увядая в грехах, в злости, в грязи, в ненависти к друг другу. Ах, если бы луна могла говорить по-человечески, сколько ценных советов она могла бы дать с высоты своего положения, но, кроме как посылать на землю свои светлые волшебные лучи, ничего иного она сделать не в состоянии».
Запоминается и образ старика Ахмадши, прошедшего войну и ГУЛАГ, но сохранившего трезвый взгляд на жизнь, народную мудрость, отзывчивость и, самое главное, юмор и самоиронию. Его дополняет тихая, как тень, добродушная и верная жена — архетипы из прошлого.
В романе-трилогии Талгата Галиуллина убедительно показаны масштабы коррупции, преступное бездействие чиновников и безнаказанность тех, кто нажил миллиардные состояния на разграблении страны и ее недр — словом, самая широкая панорама жизни современной России.
Необходимо подчеркнуть своеобразие стиля романа. Синтез достижений классической и массовой литератур, жесткого реализма и модернизма позволил автору умело использовать приемы психологического анализа, равно как и достижения детективного жанра, особенно при раскрытии душевных переживаний Саида, связанных с потерей любимой женщины, предательством партнеров по бизнесу.
Трилогия «Саид Сакманов» ставит писателя Т.Галиуллина в один ряд с признанными мастерами слова современности Стивеном Петером, Майклом Палмером, Робертом Дейли, Диком Френсисом. И ждет своего часа, то есть перевода на европейские языки.
На мой взгляд, это произведение вполне заслуженно представлено на соискание Государственной премии им. Г.Тукая.
Ахмед АДИЛЬ