Интрига для меломанов

Нынче осенью Казанскому государственному оркестру “La Primavera” исполнится двадцать лет. А его создатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Рустем Абязов, отмечает в эти дни полувековой юбилей грандиозным международным вторым “Абязов-фестивалем”, собравшим звездный состав выдающихся музыкантов и коллективов.

О всех сюрпризах “Абязов-фестиваля” не знает даже сам Абязов

 

Нынче осенью Казанскому государственному оркестру “La Primavera” исполнится двадцать лет. А его создатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Рустем Абязов, отмечает в эти дни полувековой юбилей грандиозным международным вторым “Абязов-фестивалем”, собравшим звездный состав выдающихся музыкантов и коллективов.

Аристократический лоск, по-восточному лукавый и ироничный взгляд, богемная шевелюра, импозантная борода – этот образ маэстро Абязова известен казанцам уже многие годы. Но на сцене Рустем преображается: это вдохновенный артист, скрипка которого творит чудеса и с первых секунд покоряет зал. И те, кто хоть раз побывал на концерте камерного оркестра Абязова, навсегда становятся поклонниками его творчества.

Рустему Юнусовичу всегда были тесны рамки традиционной карьеры исполнителя. Окончив среднюю специальную музыкальную школу при Казанской консерватории, отличник, медалист Абязов поступает в Московскую консерваторию по классу знаменитой скрипачки Ирины Бочковой. Вернувшись в Казань, он становится солирующим скрипачом филармонии. Скрипка Абязова тонко передает лиризм, особую задушевность и выразительность татарской народной музыки, которая была близка ему с детства и вдохновила на создание своей музыки. Он оканчивает Казанскую консерваторию уже как композитор, сочиняет сюиты на тему татарских народных песен, произведений Салиха Сайдашева и Рустема Яхина, струнные квартеты, концерты-рапсодии для симфонического оркестра и… эстрадные песни. Его произведения завоевали большую популярность и любовь слушателей, часто исполняются на радио и телевидении.

Но все же главное дело жизни Рустема Абязова – это Казанский государственный камерный оркестр “La Primavera”. За двадцать лет коллектив прошел путь от струнного оркестра учащихся спецмузшколы при консерватории, директором которой Абязов был в течение десяти лет, до одного из лучших камерных оркестров России, признанных в нашей стране и за рубежом. Достаточно сказать, что “La Primavera” многие годы занимает первые позиции профессионального рейтинга федерального журнала “Музыкальное обозрение” среди камерных оркестров России – по качеству исполнения, концертной и гастрольной деятельности, разнообразию репертуара и многим другим показателям.

– Рустем Юнусович, есть мнение, что вы играете лучше “Виртуозов Москвы”…

– Это решать нашим слушателям. Честно признаюсь, при всей амбициозности поставленных задач я не верил до конца, что оркестр получит общероссийское звучание, но… как говорится, аппетит приходит во время еды!

– А какую музыку предпочитаете играть, какова репетиционная политика оркестра?

– Сначала нас увлекал “барочный” репертуар, классика, романтизм – за эти годы мы отыграли все известные произведения, заслужив любовь своей публики. И в один момент перед нами встал вопрос: а что играть дальше? Мы решили знакомить слушателей с новой музыкой, исполнять доселе неизвестные казанскому слушателю произведения – и современные, и незаслуженно забытые.

В частности, мы открыли для себя музыку английского Возрождения – благодаря знакомой англичанке. Мы с ней не раз вели споры о музыке, где я утверждал, что, кроме Пёрсела и Бриттена, Англии похвастаться нечем. В ответ она привезла кипу партитур, и мы открыли целый пласт гениальной музыки!

Был период, когда мои композиторские навыки были “брошены” на обновление репертуара оркестра, и я сделал около 300 аранжировок. Вообще, я берусь за разную музыку, занимаюсь переложением для камерного оркестра вокальных произведений, сочиняю разнообразную музыку – например, “Песенный дивертисмент” Дунаевский-Абязов.

– Поначалу “La Primavera” ассоциировался с КГУ. Как долго вы были под крылом университета?

– В 1990 году ко мне обратился проректор КГУ Михаил Теплов с идеей создания в университете своего камерного оркестра, как в западных университетах, где оркестры украшают конференции и симпозиумы. И с 1990 по 1996 год мы были “под крылом” КГУ. Получили там репетиционную базу, символические зарплаты, но главное, конечно, – известность, свою публику. Об оркестре узнали далеко за пределами республики, мы начали много гастролировать, записали первые диски. Это было замечательное время.

И тогда же я начал работать над официальным признанием оркестра. Ведь репетировали мы все же не больше трех раз в неделю, поскольку каждому приходилось зарабатывать деньги в других местах. К тому времени я был уже достаточно известным человеком в городе, меня хорошо принимали в высоких кабинетах, но… отказывали в бюджетной поддержке. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как было опубликовано письмо известных деятелей культуры и науки в поддержку оркестра. Среди них были Марсель Салимжанов, Айрат Арсланов, профессора КГУ… И с 1996 года мы являемся подразделением национально-культурного центра “Казань”.

– Дальше все пошло гладко?

– Не совсем так. К сожалению, за официальным признанием оркестра последовал кадровый кризис: от нас ушла примерно половина музыкантов. Зарплаты были невелики, и многие не смогли отказаться от другой работы. Но мы пережили и это. Каким бы ни был состав оркестра все эти годы, его общий профессиональный уровень неуклонно рос. Это были годы целенаправленного труда, ежедневных репетиций, мы приобрели колоссальный опыт концертов и гастролей.

– Международные музыкальные фестивали, подобно нынешнему, юбилейному, вы тоже сами организуете?

– Пять лет назад успешно прошли четыре концерта первого “Абязов-фестиваля”. Год назад я обосновал новый проект: составил сценарий, договорился со знаменитыми музыкантами, просчитал все затраты и в результате получил грант Правительства РТ. Финансирование юбилейного фестиваля осуществляется на паритетных началах: 50 процентов – Министерство культуры , 50 – мэрия Казани. Я очень благодарен за поддержку моего начинания. Это было очень важно. О масштабе мероприятия говорит сама цифра – 1 300 тысяч рублей, это очень солидно для музыкального фестиваля, особенно во время кризиса.

– Расскажите, пожалуйста, о программе фестиваля, его участниках и почетных гостях.

– Дорогого стоит согласие приехать и выступить, которое дали нам такие известные музыканты, как Ирина Бочкова – почетный гость, скрипачи Максим Федотов и Граф Муржа, “танцующий кларнетист” из Голландии Мишель Маранг, сопрано из Санкт-Петербурга Елена Япарова, европейская знаменитость – пианист Рустем Сайткулов из Парижа, кстати, бывший ученик нашей музыкальной “десятилетки”. Все эти звезды выступят 1 апреля в ГБКЗ им. С.Сайдашева, и программа концерта призвана раскрыть индивидуальность каждого.

На следующий день нас с оркестром ждут в Органном зале Набережных Челнов. А 3 апреля в ГБКЗ зрители увидят забавный концерт-капустник “О юбиляре – или хорошо, или …шутя”, в котором примут участие, помимо музыкальных, наши театральные коллективы, а также известный московский рок-музыкант – мультиинструменталист, композитор и поэт Олег Сакмаров. Вести капустник будет известный актер Камаловского театра Искандер Хайруллин. Режиссирует весь фестиваль Фарид Бикчантаев. Я даже пока не знаю, какие сюрпризы подготовили для меня друзья.

А откроется фестиваль 31 марта в Музее истории КГУ концертом оркестра специальной музыкальной школы-колледжа при КГК под моим управлением. Здесь же будет работать фотовыставка – казанские фотохудожники решили сделать сюрприз и показать все, что они наснимали за эти годы. А в холле БКЗ будет организована выставка картин казанской художницы Татьяны Лярсон. Она утверждает, что многие ее работы вдохновлены нашим творчеством. В общем, надеюсь, получится настоящий праздник, некий симбиоз искусств.

– Этот фестиваль также своеобразный итог 30 лет вашей творческой деятельности?

– Это, конечно, условная дата. Ведь сложно определить, когда человек начинает заниматься творчеством – с момента первого выступления? Тогда в моем случае это может быть и 40 и даже 45 лет – столько лет назад я впервые вышел со скрипкой на сцену. Но все же именно 30 лет назад, в Москве, состоялись мои первые серьезные выступления, и с тех пор я не мыслю своей жизни вне сцены.

Алла КАЙБИЯЙНЕН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще