Недавно в Набережных Челнах прошел поэтический фестиваль под лаконичным названием “Точка”, организованный творческой группой “Черный вторник” совместно с театром-студией “Ключ” при поддержке двух вузов – Набережночелнинского педагогического института и филиала КГУ.
Набережные Челны – театральный город, здесь очень сильны традиции любительского театрального движения, особенно мощного в 80-е годы прошлого века. Но и сейчас во многом их удалось сохранить. Центром притяжения для многих стал театр-студия “Ключ”, который вот уже пятый год проводит театральный фестиваль “Действующие лица”, куда съезжаются молодые и известные любительские труппы со всей России.
Челнинская поэзия в последние годы развивается в тесном союзе с театром. Так уж получилось, что один из ведущих поэтов Набережных Челнов – Валентин Ярюхин является художественным руководителем театра “Мастеровые”, а главное молодое дарование – поэт Дмитрий Русин – работает помощником режиссера в том самом театре-студии “Ключ”, и одновременно он один из лидеров творческой группы “Черный вторник”.
Эта специфическая и по-своему уникальная ситуация предопределила основной круг вопросов, которые активно обсуждались в рамках поэтического фестиваля: насколько возможен союз поэзии и театра, полезен ли он для обоих искусств, насколько тесным может быть такое сотрудничество?
Изначально событие не планировалось как сугубо челнинское.
В организации и создании творческой атмосферы фестиваля большую роль сыграла и казанская делегация, представленная поэтами разных поколений – от пятидесятилетних до юных 19-летних авторов.
Современная поэзия, несмотря на количественный бум, находится во многом в ситуации духовного кризиса, это отмечают многие критики. Больше того, утрачена связь “поэт – читатель”: одни пишут стихи только для своих (поэты для поэтов), другие пытаются создать клубный формат развлекательной поэзии, этакий поэтический “комеди клаб”, третьи занимаются сублимированием в стихах своих психических состояний, и читатель им, в принципе, не очень нужен.
Театр привлекает думающих поэтов именно возможностью живого контакта со зрителем-слушателем, прямого сопереживания. Но каким все-таки должен быть театр поэзии? Неизбежен и другой вопрос: какое чтение стихов предпочтительней – авторское или профессиональное актерское? Поэт иногда читает гнусаво, у поэта бывают проблемы с дикцией. Актер читает хорошо поставленным голосом, помогая себе иногда реквизитом, но подчас это уже не стихи, а клип, этюд… А потому поэты вовсе не стремятся отдавать свои стихи на откуп актерам.
На фестивале были представлены поэты, пытающиеся создавать свой театр, вернее, взять от театра по максимуму, чтобы не нарушить поэзию. Собственно, с таким посылом и был основан театр поэзии “Фибры” в Казани при центре “Эрмитаж”. Было актерское чтение стихов от студийцев театра “Ключ”, мелодекламации (стихи под гитару), а также “классическое” авторское чтения поэтов Тимура Алдошина и Алексея Остудина, выступавших без “фокусов”. И наконец, спектакль театра “Ключ” – “Солнечная пыль” по рассказам Тонино Гуэрра – как законченная поэтическая метафора, воплощенная театральными средствами.
Тема сближения театра и поэзии будет продолжена и на следующем фестивале. Во-первых, это насущная идея для самих Набережных Челнов, а во-вторых, в XXI веке это наиболее перспективный путь для искусства в целом быть ближе к людям, их культурным и духовным запросам.
Айрат БИКБУЛАТОВ.