Имя композитора Шамиля Тимербулатова приобрело известность еще в конце 1970-х годов, когда с огромным успехом прозвучал его концерт для баяна с оркестром. Несмотря на то, что это произведение было представлено в качестве дипломной работы при окончании Казанской консерватории, оно по сей день является одним из самых репертуарных среди музыкантов.
Наиболее сильные и самобытные стороны таланта Ш.Тимербулатова раскрылись на рубеже веков, когда композитор, пройдя трудный путь жанрового освоения — от инструментальных миниатюр, песен до сложнейших симфонических произведений, вошел в когорту активных продолжателей славных традиций татарской музыки.
Его творчество отмечено такими ценными чертами, как глубокая содержательность, высокое мастерство. Особенно хочется выделить его яркий мелодизм, который, откровенно говоря, для современной татарской музыки становится все более дефицитным качеством.
У Тимербулатова, как и у всех видных художников, есть свой круг излюбленных сюжетов и тем. Героем его произведений является татарский народ, его прошлое и настоящее, разнообразная палитра его чувств и переживаний. Это особенно ощутимо в тех произведениях, где страстная, клокочущая энергия сменяется лирической широтой и величавостью. Невозможно не услышать эти контрастные сопоставления в концерте для баяна с оркестром и особенно в «Симфонических картинах». Кстати, последнее произведение поражает разнообразием образного воплощения. Здесь — новаторские образцы оркестровых портретов, правдиво раскрывающих психологию и душевный склад героев («Сон Сююмбике», «Забавы Утямыша», «Черный птах», «Девичьи слезы») , и красочные жанрово-бытовые картины («Сад влюбленных», «Возвращение каравана», «Астраханский танец», «Путь амазонок»).
Нельзя не отметить и такую сторону творчества композитора, как музыкальное воплощение родной природы, ее просторов. Слушаешь его инструментальные концерты или оркестровые пьесы — и невольно хочется воскликнуть: «Да это же наше родное Заказанье!» Причем Тимербулатов ри-сует эту природу разными красками — то яркими, сочными мазками («Сабантуй», «Эйлэн-бэйлэн аланнары») , то в пастельных тонах («Серле агык», «Козге яфрак»).
На одном произведении композитора хотелось бы остановиться отдельно. Речь идет о Концерте для фортепиано с оркестром «Моя Казань», премьера которого состоялась в марте 2007 года в БКЗ им.С.Сайдашева на мероприятии, посвященном съезду композиторов России. Эта музыка полна удивительной энергии, «заражает» слушателей душевным подъемом и безграничной любовью автора к родной Казани, в преобразовании которой, несомненно, огромную роль сыграли неиссякаемая энергия и жизненная мудрость одного Человека. Композитор сам пишет об этом в своем предпослании к произведению: «… Свой фортепианный концерт я посвящаю Президенту Республики Татарстан на стыке двух тысячелетий Минтимеру Шариповичу Шаймиеву».
Удивляет творческая активность композитора. Буквально через несколько месяцев он представил еще два крупных сочинения. Это — Симфония № 5 «Шэhэрдэн ерак» («Далеко от города») и Симфония-оратория «Ышаныч» («Надежда»). Если программной основой первого произведения послужила глубоко личная тема, связанная с драматической судьбой матери композитора, то во втором он затрагивает очень актуальную и серьезную проблему становления духовной культуры татар, история которой насчитывает несколько этапов.
Безусловно, обращение композитора к столь сложной теме само по себе заслуживает уважения. И тем приятнее отметить, что Тимербулатову удалось воплотить ее, создав цельное, монументальное произведение этико-философского плана. Воплощение данной темы чисто инструментальными средствами носило бы чрезмерно обобщенный характер. Поэтому вполне оправданно введение композитором в симфонию хоровой группы, исполняющей поэтические тексты татарского классика Габдуллы Тукая и талантливого поэта современности Равиля Файзуллина. Именно поэзия способствует не только детальному раскрытию основного замысла произведения, но и позволяет ориентироваться во времени и пространстве: пробуждение духовной культуры в период просветительства (I часть) , скорбная память о национальной трагедии XVI века (II часть) и эпоха возрождения духовной культуры на рубеже XX и XXI веков (III часть). Как видим, основной принцип драматургии произведения основан на смене разных эмоциональных волн — радости, скорби, гордости и торжества. Причем хор в этом произведении выполняет не только функцию комментатора, а наравне с оркестром является частью драматургии симфонического развития.
Таким образом, основное свойство тимербулатовского тематизма — это органичность, цельность его развития, основанного не только на реминисценциях, но и на ладово-интонационной, метроритмической трансформации интонационного ядра. Особенно удаются ему жанровые трансформации, в результате которых темы воспринимаются то как хорал, то как гимн, то как разные типы татарской народной песенности — баит, салмак кой, озын кой, yeн кой. В воплощении столь значительной темы композитор проявил не только высокое мастерство, но и такие качества музыкального стиля, как естественность, почвенность, органичность. Уверена, что этим произведением Шамиль Тимербулатов обогатил не только музыкальное искусство, но и духовную культуру народа в целом.
В каждом сочинении Тимербулатова виден художник, который избегает легких путей. Его музыка сложная, но очень ясная, доходчивая. Некоторые композиторы считают непременными признаками современного письма безмерную экспрессивность музыки, «разорванный» тематизм. В отличие от них Тимербулатов в хорошем смысле традиционен. Используя современные приемы гармонического, оркестрового письма и иноязычной песенности, он подчиняет их национальному (татарскому) стилю. И этот путь никогда не устареет!
Осенью 2008 года в БКЗ им. С.Сайдашева состоялась новая премьера композитора. Его Второй фортепианный концерт, посвященный известному дирижеру Фуату Мансурову, блестяще исполнила молодая пианистка Ася Корепанова, сумев донести до слушателей все богатство творческого замысла автора. Сейчас композитор заканчивает работу над новым масштабным произведением — Концертом для скрипки с оркестром. Так пожелаем ему дальнейших творческих удач!
доктор искусствоведения,
профессор