Весной в российский кинопрокат должна выйти очередная громкая премьера – экранизация гоголевского “Тараса Бульбы”. Снимал фильм режиссер Владимир Бортко, уже имеющий опыт работы с классическими сюжетами (вспомним фильм “Собачье сердце”, сериалы “Идиот”, “Мастер и Маргарита”). Это вселяет определенную надежду, что новая экранизация будет как минимум интересной. Но сейчас не о достоинствах и тем паче не о недостатках еще не увиденного фильма. А о том, с каким пафосом рекламируют его в кинотеатрах чуть ли не перед каждым сеансом.
Кадры из картины чередуются с мельканием российского флага и сопровождаются громкими лозунгами – текст точно не помню, но что-то про великие победы великой страны. Когда вспоминаешь, что в книге Гоголя, а значит (будем надеяться, а то ведь всякое бывает), и в фильме речь идет о жизни Запорожской Сечи, которая вообще-то располагалась на территории Украины, начинаешь задаваться политически непростыми вопросами: а какую такую великую страну имели в виду создатели рекламы и при чем тут наш родной триколор? Хотя, думаю, ничего они такого в виду не имели, а просто, как расценила моя дочь-одиннадцатиклассница, плохо знают историю, географию и литературу. Да и зачем им все это знать? Когда буйствует пафос, смысл не важен.
А ведь это очень характерная черта сегодняшнего кинопроката. Вот, например, какие российские фильмы собрали самую большую кассу в прошлом году? “Ирония судьбы-2”, “Самый лучший фильм” и “Адмирал”. Вовсе не боевики, как можно было бы ожидать. А все почему? Потому что вокруг их выхода на экран был развернут грандиозный пиар. А реклама – она все-таки “главный двигатель торговли”. И уже неважно, что вторая “Ирония”, хоть и вполне милый фильм, все же сильно далека от легендарного оригинала. И что “Адмирал”, даже если не брать во внимание идеологическую подоплеку, а рассматривать его просто как произведение киноискусства, выглядит иллюстрированным приложением к отдельным главам из учебника истории. А про “Самый лучший фильм” даже и говорить не хочется… Главное – шумиха, раскрутка, кассовые сборы. И пафос: “Мы снова сняли отличное кино”.
А вот многие ли видели фильм Екатерины Шагаловой “Однажды в провинции”, вызвавший бурные споры прошлым летом на Московском кинофестивале и получивший там в итоге приз международной организации кинокритиков ФИПРЕССИ? Я, например, не видела. Хотя очень хотела посмотреть. Но в казанском прокате фильм не шел вообще. Да и на центральном телевидении про него что-то громко не кричали. Так что картину массовый зритель не то что не видел – даже и не слышал про нее. Конечно, сильно пиарить такое кино никто не будет. Ведь в основе сюжета – абсолютно беспафосная, а скорее даже безрадостная жизнь российской глубинки. Ни тебе спецэффектов, ни “великих побед”, ни повода “поржать под
попкорн”.
То же самое можно сказать и о фильмах Андрея Звягинцева “Возвращение” и “Изгнание”. Обласканные призами престижнейших кинофестивалей в Венеции и Каннах, эти картины в массовый прокат так и не вышли.
Это только те примеры, что первыми приходят на ум. Вообще же за последние годы российские режиссеры сняли немало достойных фильмов, которые получают разнообразные фестивальные призы, но полноценного проката на родине не получают, до зрителя фактически не доходят.
Конечно, так называемое фестивальное кино большой кассы и в прежние времена не собирало. Но хотя бы пару сеансов, хотя бы в паре кинотеатров… Вот проводят же в казанском “Мире” различные тематические недели, где показывают иностранный “немейнстрим”. И ведь идет народ, и молодежи много – студентов, старшеклассников. Так что есть в Казани зритель, которому в кино важны не экшн, не надуманные поводы погордиться чем-то, от него крайне далеким, не возможность мило и необременительно провести время. А важен сам фильм. Как произведение, уж простите, искусства. А не как очередная агитка, громкая шумиха вокруг которой у меня лично с некоторых пор отбивает всякое желание идти в кинотеатр.