Ностальгия по настоящему

Шесть дней в павильонах «Казанской ярмарки» длилась первая специализированная выставка-продажа «Арт-галерея. Казань-2009».

Шесть дней в павильонах «Казанской ярмарки» длилась первая специализированная выставка-продажа «Арт-галерея. Казань-2009».

Два павильона, два вида искусства — изобразительное и декоративно-прикладное. В специализированной выставке приняли участие художественные салоны, галереи, объединения, союзы, студии. Гости из разных городов России. На пресс-конференции, посвященной открытию «Арт-галереи», первый заместитель министра культуры РТ Айдар Гайнутдинов выразил пожелание: «Важно не только приобрести работы, но и со всем вниманием отнестись к их просмотру, пообщаться с авторами. Тогда имеет смысл повторить это мероприятие и в пятый, и в десятый раз… »

Под громкоголосые песни народных ансамблей вместе с другими посетителями обхожу ряды первого павильона. В глазах рябит от ярких цветов, живущих в этнических узорах из ниток, кожи, камней. Все кажется ручным и неповторимым. Невозможно всего перечислить. Вот союз ремесленников Хакасии с куклами и лоскутными одеялами. Их куклы песочного цвета пахнут корицей и яблоком, они сварены в специальном ароматном отваре, благодаря чему и приняли такой вид, словно долгое время пролежали на чердаке рядом с мешками засушенных яблок и трав и пожелтели. Здесь, конечно, угадана любовь современного человека к подобным ароматам. Мастерица, женщина в народном костюме с красными круглыми серьгами, пляшет рядом с прилавком и весело выбалтывает все секреты своих творений.

Здесь же расписные платки, витражи. Вот иконы, объемные, резные, созданные из цельного куска дерева, как скульптуры из камня, от которого отсекается все лишнее. Бухарский центр развития ремесел выставил ковровые дорожки, вышитые вручную. Екатеринбург предложил самотканые покрывала. А из Костромы приехал тяжелый льняной «северный шелк». Глядя вокруг, понимаешь, что ручной труд современных мастеров и мастериц сегодня так хорошо оснащен необходимыми приспособлениями, что не сразу и отличишь: человек это выткал-вышил или машина?

А просмотрев несколько рядов с игрушками, сувенирами и украшениями, замечаешь еще одну общую черту — немного неуклюжее желание подольститься к нашим современным вкусам, сформированным пластмассой и конвейером. Где же необычный, удивленный взгляд на вещи? Почему бижутерия, платки, головные уборы, сувениры так похожи друг на друга или на то, что можно купить в любом магазине? Все это я пытаюсь объяснить, кроме диктата рынка, еще и тем, что сами авторы живут в обществе с почти стертыми национальными особенностями, где принят общеевропейский стандарт в одежде, интерьерах, поведении. Поэтому небольшая щепоть неподдельно самобытного тонет в море бесконечных повторов и стилизаций.

Между тем декоративно-прикладное искусство несет в себе одну из удивительных возможностей, начисто затертую наждачными шкурками и покрытую многими слоями лака и других упрощающих работу составов. Оно способно показать красоту и «умение» природного материала в союзе с руками человека рассказать о дереве, стекле, камне, лишь подчеркнув их естественные свойства.

На выставке проходило множество мастер-классов — по кузнечному делу, кружевоплетению, керамике и другим видам прикладного творчества, где можно было увидеть, из чего и как возникают вещи.

И все же надо заметить, что прикладная функция выставленных изделий почти полностью перекрывала художественную. Толпы людей переходили от одного прилавка к другому, не столько всматриваясь, сколько прицениваясь. Особенно много женщин — кто-то с ярким платком на шее, кто-то с деревянным украшением в волосах…

В другом павильоне, где выставлены «непрактичные» и дорогие произведения изобразительного искусства, менее оживленно. Тем не менее мне представляется важным и интересным сам факт, что в одном месте и одном контексте собраны произведения художников, обычно разбросанные во времени и пространстве по выставкам, галереям и мастерским. Так, на контрасте, можно почувствовать, что представляет собой художественная жизнь Казани. Надо сказать, впечатление это оставляет не очень радостное. Много серых приглушенных тонов. Много узнаваемых образов и даже похожих изображений, в которых ощущается одна рука, добротно поставленная Казанским художественным училищем.

 На этом фоне выделяются, на мой взгляд, оригинальные работы отдельных мастеров. Так, казанский журнал «Интерьерный вопрос» представил картины Владимира Гурьянова, которые, являясь самостоятельными произведениями искусства, могут послужить и интерьеру дома живым и подвижным соотношением ярких цветов. Кроме того, каждую работу сопровождают стихотворные строки. Изумрудно-зеленую, например, Уолт Уитмен:

Может быть,

     это флаг моих чувств,

сотканный из зеленой материи –

      цвета надежды…

Студия воздушной фотографии и кино из Чебоксар представлена большими фотографиями, сделанными с высоты птичьего полета. Пустынные барханы, туманные и облачные покрывала над водой, землей, лесом. Поражают красота и мощь неба, о котором мы часто забываем, уткнувшись взглядом в землю. В данном случае запечатленная натура говорит сама за себя, роль художника-фотографа состоит в том, чтобы увидеть, восхититься и запечатлеть ее с минимальными поправками от себя.

Подобно поступает и другая гостья — Любовь Каркавина из Новокузнецка, которая создает свои картины из березовой коры. Бересту она собирает в тайге на лесозаготовках или с упавших деревьев с мая по октябрь, снимая ее цельными листами с будущими сюжетами, то есть увидев в березовых наростах очертания утесов, берегов и так далее. Затем тонкими штрихами темперы художница допроявляет природный рисунок, чтобы он открылся глазу другого человека.

Неподалеку слышен шаманский бубен. Здесь тоже проходит мастер-класс. Человек с черной повязкой на глазах склонился над гончарным кругом. Рядом стоят белые, свежие, еще не обожженные чашки и кувшины. С трепетом и осторожностью руки мастера вьют горлышко сосуда. Сила зрения, кажется, перетекла в ладони: теперь они видят, осязают… Мастера зовут Евгений Иванов.

Параллельно со всеми этими действами в огороженном пространстве идет показ анимационных фильмов: «Камыр-Батыр», «Лаборатория № 102», «Соловей», «Шурале» и других.

Мне кажется, самое главное достоинство этой выставки — это то, что художникам и мастерам предоставилась возможность выйти за пределы своего привычного мира, собственной творческой лаборатории и увидеть работы друг друга… Подобная выставка — как сборник текстов, которые спорят между собой: одни совсем вяло и слабо, другие громко и с достоинством, а кому-то вовсе ничего не нужно говорить благодаря чуду своего естественного звучания.

Наталия ФЕДОРОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще