Ребро Адама номер семь

Яркая, немного сумбурная, порой загадочная, порой строгая и сдержанная, а главное, всегда разная — такова сущность настоящей женщины.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Яркая, немного сумбурная, порой загадочная, порой строгая и сдержанная, а главное, всегда разная — такова сущность настоящей женщины. Такими же разными оказались и работы участниц художественного проекта «Ребро Адама» Елабужского государственного музея-заповедника. Презентация выставки состоялась, а широкой публике она будет представлена в преддверии праздника 8 Марта.

Это седьмой по счету арт-проект, проводимый в Елабуге по такой схеме: художники из разных городов России приезжают на несколько дней, работают в одной мастерской над единой темой, а написанные картины оставляют в дар городу. Удивительно, но на приглашение на этот раз откликнулись в основном женщины, а ведь темой было воспевание красоты прекрасной половины человечества. «Это потому, что и комплименты мы чаще слышим от женщин, чем от мужчин», — смеются художницы. Мужчин участвовало всего двое — автор идеи Салават Гилязетдинов из Уфы и руководитель проекта, елабужанин Рабис Саляхов. Впервые арт-акция носила международный характер — приехали четыре турецкие художницы из города Сафранболу, который недавно стал побратимом Елабуги.

Мастера трудились пять дней — срок для создания произведений очень небольшой.

— Никогда в жизни так быстро еще не писала, — говорит Наталья Сюзева из Пензы. — Я приехала с готовыми задумками, так как время очень ограниченное, а в результате «в состоянии аффекта» сделала даже три работы. Сейчас я, как сдувшийся шарик, если сегодня меня заставить написать маленькую картинку, сделать этого не смогу.

А вот Ирине Малышевой из Йошкар-Олы идея будущей работы пришла, когда она подъезжала в темноте к Елабуге. Отпечаталась картинка: мчащиеся машины освещают край дороги. Это и вылилось на холст.

С одной стороны, художников подстегивали сжатые сроки, с другой — ничего не отвлекало от работы. Такая счастливая возможность выпадает нечасто. Писали с утра до вечера, полностью погрузились в эту атмосферу, поэтому все успели. Дома ведь — работа, семья, разные заботы. А здесь даже еду не нужно было готовить.

Всего создано 25 работ, каждый участник написал минимум две картины, используя масляные и акриловые краски. Турчанки творили в технике батик, стараясь передать дух своей древней земли — теплые цвета, черноглазых женщин, яркие украшения.

А вот работа самарчанки Натальи Шепелевой «Колыбельная» так же безмятежна и нежна, как и женщина, убаюкивающая младенца… Картины энергичной казанки Лады Аюдаг многоцветны и ярки. Работы сдержанной по характеру Натальи Сюзевой написаны в одной, спокойной цветовой гамме. Художницы единодушны в том, что кого бы и что бы они ни писали, на холстах всегда отражают свой внутренний мир. Впрочем, и окружение влияет. Так, Сюзева призналась, что все женщины и девушки на ее холстах доселе были сероглазыми, с льняными волосами — типичные представительницы средней полосы России. А в Елабуге она с удивлением заметила, что пишет темноглазую, темноволосую — местную девочку.

Художницы приоткрыли зрителям дверцу в тот секретный и уютный уголок женской души, где нет места мужчинам — ни одного мужского образа на холстах не замечено. Только женщины, девушки, дети. А вот руководители проекта Салават Гилязетдинов и Рабис Саляхов, напротив, как мне показалось, запечатлели «мужскую мечту» — женщину, ждущую возвращения любимого, или представителей сильной половины человечества в окружении гарема. Впрочем, авторы объяснили, что так они символизировали гендерный состав нынешнего проекта, а художник, вообще-то, существо «бесполое», которого охватывает особая страсть к искусству и тут уж не до делений на мужчин и женщин.

Опыт Елабуги по проведению художественных проектов уже начали перенимать в других городах Татарстана, а теперь им заинтересовалась и Турция. Сафранболу — город искусств, где постоянно проводятся выставки, приезжают живописцы и музыканты. В ближайших совместных планах — персональная выставка Рабиса Саляхова, затем — ответная выставка художников Сафранболу в Елабуге, рассказала инициатор всей проводимой работы генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко.

Ну, а в Елабуге, на родине Ивана Шишкина, в течение предстоящих двух-трех лет состоятся еще двенадцать художественных про-ектов, на которые ждут художников со всей России и из-за рубежа.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще