Открытая книга времен

Исполнилось 15 лет музею-заповеднику “Казанский Кремль”

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Исполнилось 15 лет музею-заповеднику “Казанский Кремль”

22 января 1994 года Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ “О создании Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника “Казанский Кремль”. С этого момента началась новейшая история одного из уникальнейших историко-архитектурных ансамблей России.

Мировую известность Казанскому Кремлю принесло его включение в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. И этот статус памятника мирового значения был подтвержден его убедительной победой в масштабном проекте-конкурсе “Семь чудес света”.

Уже второй год музей-заповедник возглавляет кандидат исторических наук Рамиль Хайрутдинов. В настоящее время он завершает докторскую диссертацию по теме охраны культурного наследия, ставшей одним из его научных пристрастий. В свое время ученый возглавил авторский коллектив по созданию Свода памятников истории и культуры Татарстана. А в прошлом году в составе коллектива ученых, обосновавших дату возникновения Казани, Рамиль Хайрутдинов был удостоен Государственной премии РТ по науке и технике.

– Рамиль Равилович, с чем музей-заповедник пришел к своему пятнадцатилетию?

– За эти годы была успешно реализована масштабная концепция реставрации и реконструкции Кремля. Проведены беспрецедентные археологические и научные исследования, инженерные работы. В результате этого территория древнего Казанского Кремля неузнаваемо изменилась. И дело не только в благоустройстве, но и в том, что кардинально поменялось его функциональное назначение. При сохранении административной функции акцент сделан теперь на культурной составляющей. Вслед за центром “Эрмитаж-Казань” и Музеем ислама в воссозданной мечети Кул Шариф здесь появились Музей гocударственности татарского народа и Музей естественной истории Татарстана. Таким образом, к 15-летию заповедника мы пришли с утвержденной и действенной концепцией музеефикации Казанского Кремля, в соответствии с которой и работаем.

– В чем ее суть?

– Это создание новых музеев, расширение экспозиционной и выставочной деятельности, а также развитие туризма. В уже созданных музеях предстоит большая работа по совершенствованию экспозиций. Так, на мой взгляд, Музей ислама не должен ограничиваться рассказом об исламской культуре, а Музей государственности – историей Волжской Булгарии и Казанского ханства. Здесь должен быть представлен институт власти как таковой и, соответственно, отражены все этапы его становления, включая советский и постсоветский периоды. Причем не только через события, но и людей. Я за то, чтобы здесь были собраны сведения обо всех выдающихся государственных и общественных деятелях Татарстана.

В каждом музее должна быть своя “изюминка”. Скажем, в Mузее истории Казанского Кремля мы расскажем обо всех этапах его развития как архитектурного ансамбля, начиная со времени Волжской Булгарии, покажем утраты, которые произошли в советский период, и их современную реконструкцию.

В Музее археологии, который появится на территории Спасо-Преображенского монастыря, отдельная экспозиция познакомит с раскопками на территории Казанского Кремля, благодаря которым были опровергнуты некоторые стереотипы. Так, предполагали, что Кремль стал функционировать только после взятия Казани Иваном Грозным, а на самом деле здесь обнаружены стены сооружений, относящихся к ХII веку. Именно археологические раскопки, как мы знаем, позволили установить и возраст Казани.

А Музей Пушечного двора расскажет о производстве оружия на бывших здесь казенных заводах, в том числе действовавших и во время Отечественной войны 1812 года. С историей православия народов Поволжья познакомит Музей православия, который откроется в Благовещенском соборе.

– Интересно, как реализуется информационная, в частности издательская, деятельность заповедника?

– У нас в Интернете есть два сайта. Один – для туристов, второй – для мультимедийных продуктов. Налаживаем выпуск собственной издательской продукции, в частности буклетов, посвященных нашим музеям. Начали работу над энциклопедией “Казанский Кремль”…

– А кризис, разразившийся в мире, не внесет коррективы в ваши планы?

– Внесет, естественно. Поэтому реализацию ряда проектов придется отложить до лучших времен. Но все обязательства, что заложены в бюджете на нынешний год, уверен, будут выполнены.

– Какие именно?

– Завершение строительства и реконструкции Спасо-Преображенского монастыря, где разместится Музей археологии. Шесть залов дополнительно получит Музей естественной истории Татарстана. Кроме того, завершим реконструкцию нескольких сегментов крепостной стены рядом с Тайницкой башней. А осенью совместно с Эрмитажем представим в нашем центре выставку античного искусства.

Наряду c этим большое внимание уделим и развитию туризма. Мне хочется, чтобы туристы бывали в Кремле не наскоком, как это происходит сейчас, а проводили здесь помногу часов. Еще лучше – семьями. И чтобы гости нашего города не бегали по магазинам в поисках сувениров, а могли приобрести их у нас. Возможности для этого есть.

– Существует ли в нашей стране нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность музеев-заповедников?

– В том-то и дело, что таковой до сих пор нет, хотя в России насчитывается почти два десятка таких специфических музеев. Только в Поволжье их около десяти. Поэтому нет ответа на многие насущные вопросы: в частности, о путях реализации собственных музейных программ, о налоговых льготах и правах музея как хозяйствующего субъекта. Мы тоже причислены к таковым, и от нас требуют, чтобы мы приносили прибыль. А за счет чего, спрашивается? Общеизвестно, что большинство учреждений культуры, в том числе и музеи, убыточны. Нам говорят, что музей должен развиваться за счет внебюджетных средств. Получить их можно только за счет потока туристов, но при этом, скажем, прокуратура аннулировала установленную нами плату за вход на территорию Казанского Кремля… Так что вопросов масса. И потому мы решили не ждать милостей от федеральных властей и сами пытаемся вместе с Министерством культуры разработать проект закона “О музеях и музейном деле” для нашей республики. С этой целью создана рабочая группа, а на первых Кремлевских чтениях, которые состоялись осенью прошлого года, мы вынесли наши предложения на обсуждение ведущих специалистов музеев-заповедников России. Коллеги нас поддержали. И мы надеемся, что разработанный нами проект документа ляжет в основу и соответствующего федерального закона. Кроме того, в резолюцию Кремлевских чтений вошло предложение создать Союз кремлевских музеев-заповедников России.

– Как известно, Казанский Кремль одновременно является резиденцией Президента нашей республики. Это как-то отражается на деятельности музея-заповедника?

– Да, конечно. Одна из важнейших наших функций – обслуживание официальных делегаций и гостей нашего Президента. Для них мы организуем экскурсии и делаем это с пониманием того, что чем ярче будут их впечатления от посещения Ка-занского Кремля, тем лучше для имиджа Татарстана. И действительно, нами замечено, что это оказывает на гостей положительное воздействие. После посещения мечети Кул Шариф, Благовещенского собора, Музея государственности у них появляется неподдельный и глубокий интерес к нашей республике.

– А с самим Президентом часто общаетесь?

– Только по принципиальным вопросам. Например, когда речь идет о концепции развития заповедника, о реконструкции его зданий. В частности, недавно у нас был разговор о реставрации бывшего Архиерейского дома, где сейчас располагается Аппарат Президента. С согласия Минтимера Шариповича зданию будет возвращен первоначальный вид, а третий этаж, надстроенный в 30-х годах прошлого века, будет снесен.

– А как собираетесь отметить пятнадцатилетний юбилей?

– Осенью проведем очередные Кремлевские чтения, в рамках которых состоится Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная роли императрицы Екатерины II в истории России и Казани. Возможно, тогда же состоится и учредительный съезд кремлевских музеев России.

Все, что мы делаем, стало возможным благодаря тому, что собралась отличная команда профессионалов – музейщиков, художников, архитекторов. Ильнур Минуллин стал моим заместителем по науке, сменив на этом посту доктора архитектуры Нияза Халитова, который внес большой вклад на этапе реконструкции Кремля. Наши музейные проекты курирует молодой ученый Айрат Ситдиков, сыгравший большую роль в научном обосновании 1000-летия Казани. Нынче, надеюсь, он защитит свою докторскую диссертацию. Центр “Эрмитаж-Казань” возглавила бывший замдиректора ГМИИ РТ Ольга Пиульская, а фондами музея-заповедника заведует Ольга Шелковская. Это все люди творческие, энтузиасты музейного дела. В тесном сотрудничестве с ними работает и главный архитектор нашего музея-заповедника Рустем Забиров. С таким коллективом возможно многое сделать на благо республики.

Сегодня нам также необходима еще более тесная связь с Министерством культуры. Мы надеемся на его поддержку, на совместное решение насущных вопросов, чтобы в перспективе Казанский Кремль был не просто “хозяйствующим субъектом”, на территории которого расположены музеи, а в полном смысле слова музеем-заповедником с той особой, замечательной аурой, которая притягивала бы сюда людей.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще