С торжественных звуков фанфар началась в Набережных Челнах презентация поэтической антологии “Под небом высоким” в ДК “Энергетик”.
Из ста одиннадцати авторов книги, недавно увидевшей свет, более двадцати уже нет в живых. И пока метроном отсчитывает секунды, ведущие вечера называют имя каждого ушедшего, публика поднимается, чтобы почтить их память. Эта публика помнит и любит своих поэтов. В отличие от многих других городов в наше время в Набережных Челнах без них не обходится почти ни одно городское мероприятие, а поэтические вечера собирают такое количество людей, которому позавидовали бы и столицы.
Почти сорокалетняя деятельность городских литературных объединений “Орфей” и “Ляйсан” – основная причина такого явления. Воспитали, как говорят, публику. Творческие вечера поэтов, выступления в общежитиях, на производствах, их книги, фильмы о них – это реалии, присутствовавшие в жизни челнинцев с начала строительства КамАЗа.
Есть в автограде и три писательские организации – Союза писателей Татарстана, Союза писателей России и Союза российских писателей.
К сожалению, творческие союзы с начала 90-х годов действуют на правах общественных организаций наряду, например, с каким-нибудь обществом любителей пива. А раньше это были профессиональные содружества со всеми вытекающими отсюда правами членов. В Госдуме уже несколько лет лежит проект закона о профессиональных творческих союзах, только вот лоббировать его некому… А финансовый кризис уже больно ударил по их издательской деятельности. Так, сотрудники Татарстанского отделения СРП ушли в вынужденный отпуск. Ожидаемые и даже начатые проекты закрылись ввиду прекращения финансирования их заказчиками, нет и заказов на новые книги.
И здесь хочется напомнить бесспорные утверждения классиков о том, что “Пока жива и здорова поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье народа” или “Пока поэзия жива, Россия не согнется”.
Поэтому, как ни тяжело сегодня приходится большинству наших земляков-поэтов, нужно писать стихи – для самосохранения. Сколь бы малое число читателей ни оставалось. Другое дело, что носители поэтического вдохновения и писательского вероисповедания у нас не могут вести образ жизни, адекватный своему внутреннему содержанию. А значит, и плодотворно реализовать свой потенциал. В правовом же смысле они не имеют ничего. Даже писательский стаж профессионального писателя в нашей стране не суммируется с общетрудовым, так что нищенство человеку, посвятившему жизнь литературе, в старости гарантировано. Кто-то возразит: если ты читаемый автор – тиражи и гонорары обеспечат существование безбедное. Не все так просто. Большой писатель не возникает на пустом месте: нужна современная ему литературная среда – как гумус, на котором возможно произрастание такового. Если же эта самая “среда” обречена на вымирание – не будет и больших писателей… Не будет их – не будет и больших читателей.
Тем не менее челнинская поэзия жива, и у нее праздник: подобной антологии, где были бы собраны произведения всех поэтов одного города почти за сорок лет (1969-2008гг.), нет нигде, она уникальна. “Виновники” ее появления на свет – Торгово-промышленная палата Набережных Челнов и региона “Закамье” с ее гендиректором Юрием Петрушиным и поэт Николай Алешков, руководитель проекта.
О роли личности в истории можно спорить, но роль личности в культуре неоспорима: именно Николай Алешков, ключевая фигура в культурной жизни города, более двух десятилетий руководил “Орфеем”. И это были лучшие времена литобъединения. Здесь произошло становление многих авторов, известных ныне за пределами Татарстана. В настоящее время “Орфей” официально прекратил свое существование, отчасти потому, что Алешков руководство им оставил, а взамен не нашлось человека с необходимыми “цементирующими силами”, способного быть одновременно и организатором, и негласным лидером, и душой всех начинаний. Он же стоял у истоков создания Татарстанского отделения СРП, за годы своей деятельности подготовившего к печати две сотни книг стихов и прозы, а также представительских и коммерческих изданий. Литературная жизнь в автограде не замирала во многом благодаря тому, что он был и есть в этом городе – автор девяти поэтических книг, на творческие вечера которого люди сходятся как на праздник.
Впрочем, горожане хорошо знают творчество не только этого поэта, но и других, что показала викторина, участниками которой стали пришедшие на презентацию новорожденной антологии. Кто был первым руководителем “Орфея”? Валерий Суров. Кто из челнинских поэтов первым окончил Литературный институт? Кувайцев, Лимонова, Алешков. Кто автор поэмы “Новая Илиада”? Петр Прихожан. Как назывались первые литературные сборники челнинских поэтов – коллективные и индивидуальные? Эти и другие вопросы, касающиеся местных поэтов и поэзии, публика щелкала, как орешки. Ну и в подарок знатокам – антология “Под небом высоким”… Надо было видеть удовольствие на лицах людей, получивших ее, их нетерпение поскорее открыть книгу, подойти к любимым авторам за автографом…
На вечере звучали не только стихи, но и песни на стихи челнинцев. К слову сказать, за последние годы здесь сформировалось концертно-творческое объединение музыкантов и исполнителей “Земляки”, которые преимущественно пишут и исполняют песни на стихи местных авторов. Это Ольга Кузьмичева, Александр Тарасов, Сергей Бычков, Алексей Кознов, Сергей Некляев, Александр Василенко.
– Может быть, сегодня не самый лучший вечер за историю литературной жизни, не самое большое количество публики собралось, – сказал ведущий вечера Николай Алешков. – Но главное – нам не стыдно за наши стихи, за наши песни и наши книги.
– Все так, – сказала я Николаю после вечера. – Но что же теперь-то: “Орфея” нет. Прекратило работу, дай бог, на время, Татарстанское отделение СРП, которым ты руководил и куда, вместо “Орфея”, тебе несли рукописи бывшие орфеевцы – чтобы услышать мнение о них и, быть может, с надеждой на помощь в издании. Что будет теперь?
– Другая эпоха – другие поэты, – ответил Николай. – В Челнах молодые ребята организовали новое объединение “Черный вторник”. Постмодернисты… Им “все можно”: и употребление нецензурной лексики, и отсутствие смысла в стихах. Так сказать, болезни роста. Но есть среди них и подающие надежды – Дмитрий Русин, Юлия Зольникова, Александр Ушатиков. А поэт Никита Кобелев, например, написал повесть, которую уже опубликовали в красноярском литературном альманахе “День и ночь”. Она о старой учительнице, на которую обрушилось наше время со всем его негативом. В повести все заканчивается печально. Но что радует: двадцатилетний парень пишет о судьбе пожилой учительницы. И хорошо пишет, значит, у него живое сердце. Ты ведь знаешь – литература жива, пока есть живые сердца.