В Набережных Челнах открылся фестиваль классической музыки, посвященный двадцатилетию камерного оркестра «Провинция».
— Почему возникла задумка его организовать? — размышлял вслух на предварявшей фестиваль пресс-конференции художественный руководитель оркестра Игорь Лерман. — Двадцатый день рождения творческого коллектива — это событие. Чтобы сделать программу фестиваля разнообразной, мы не стали замыкаться на именах известных приверженцев академического направления в музыке — народных артистов России виолончелиста Александра Князева, скрипачки Ирины Бочковой и органиста Рубина Абдуллина. Включили в афишу и выступления музыкантов, имеющих к классике опосредованное отношение, — это цыганское трио «Loyko», петербургский ансамбль народных инструментов «Терем-квартет», бард Сергей Никитин.
А открылся фестиваль «Двадцать лет спустя… » совместным концертом «Провинции» и камерного оркестра московской мэрии «Kremlin» (дирижер Миша Рахлевский). Первое его отделение сопровождалось демонстрацией видеофильма об истории создания оркестра-юбиляра. Когда в далеком 1988 году Игорь Лерман обивал пороги присутственных мест в городе в поисках сторонников своей идеи, местные чиновники пытались его урезонить: «Ты думаешь, тебя придут слушать сто человек?» — «А может, двести придут», — не сдавался Игорь Михайлович. «Ну, ты фантазер!» — качали головой люди, ответственные за культуру.
Однако действительность превзошла самые смелые планы. Челнинский оркестр сегодня имеет опыт сотрудничества с Ириной Архиповой, Юрием Башметом, Владимиром Спиваковым и другими мировыми знаменитостями. Аншлаги на его концертах в Органном зале, рассчитанном на 800 человек, давно никого не удивляют. В канун юбилея «Провинции» Игорю Лерману было присвоено звание народного артиста Татарстана, а его ученику — концертмейстеру оркестра Денису Саттарову — звание заслуженного артиста РТ.
Вырос и уровень здешней публики, которая вполне адекватно восприняла «Просветленную ночь» корифея атональной музыки Арнольда Шенберга в исполнении оркестра «Kremlin». Но Лерман изменил бы себе, если бы обошелся в такой день без улыбки. Третье отделение концерта стало своеобразным музыкальным КВНом. Оба оркестра расположились на сцене (благо размеры ее позволяли) и стали по очереди играть шуточные пьесы и «издеваться» над великими композиторами. Торжественные аккорды начала Девятой симфонии Бетховена московские гости смешали с еврейскими мелодиями. Хозяева ответили «Турецким маршем» Моцарта, переложенным на пентатонику. Москвичи изнемогали от хохота, отдав тем самым пальму первенства в веселом соревновании коллегам из Челнов.
А завершилось музыкальное пиршество «Кармен-сюитой» Бизе-Щедрина. Ее в четвертом отделении концерта — уже «на полном сурьезе» — исполнил сборный оркестр под управлением Игоря Лермана.
Фестиваль классической музыки в автограде продолжается.