Рукотворные памятники мусульманского Востока

В Национальной художественной галерее «Хазине» — филиале Государственного музея изобразительных искусств Татарстана — стартовал проект «Шедевры мусульманского искусства» из собрания Государственного музея Востока (Москва).

Автор статьи: Светлана ОЛИНА




В Национальной художественной галерее «Хазине» — филиале Государственного музея изобразительных искусств Татарстана — стартовал проект «Шедевры мусульманского искусства» из собрания Государственного музея Востока (Москва). Проект состоит из двух выставок: «Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока» и «Прикладное искусство Турции конца XVIII — начала XX вв.»

На выставках представлено более ста произведений декоративно-прикладного искусства Турции, Ирана, Индии и Восточного Туркестана (провинция Западного Китая). Большинство из них впервые выставляется за пределами Москвы.

Страны Востока издавна славились своим искусством ковроткачества. Однако европейскому человеку более знакомы орнаментальные произведения — с цветочными, растительными или геометрическими узорами. Первая выставка из собрания Музея Востока посвящена менее известному, но такому же древнему искусству — изобразительным коврам. Основные персонажи этих тканых полотен — животные, птицы, люди.

Что такое ковры, знают все. А вот слово «каламкары» знакомо далеко не каждому. Они представляют собой хлопчатобумажную ткань, покрытую набивной и выполненной от руки росписью. Ценой эти изделия выгодно отличались от ковров, поэтому нередко в бедных домах служили им заменой. Сюжеты каламкаров, получивших популярность в XVIII -XIX веках, были такими же, как и для ковров, — эпизоды из литературных произведений, виды природы, батальные сцены.

Два раздела выставки посвящены коврам и каламкарам Ирана, наиболее прославленного этими видами ремесел, третий — менее известным изобразительным коврам Синьцзяна, северо-западной провинции Китая, населенной уйгурами, исповедующими ислам. Соединение на одной выставке иранского и уйгурского искусства не случайно. Несмотря на то что эти два региона находятся в разных концах мусульманского мира, взаимные влияния в искусстве этих народов прослеживаются с древних времен.

Выставка, посвященная турецкому декоративно-прикладному искусству, приурочена к проведению Года Турции в России и хронологически охватывает последний этап существования Османской империи. Представленные экспонаты происходят из разных районов империи, вплоть до начала XX века сохранявшей большую часть своей огромной территории. Скажем, молитвенные ковры, в основном, произведены в Анатолии, керамика принадлежит мастерским Стамбула и Чанаккале (местечко на северо-западе Малой Азии) , металлические предметы и деревянная подставка для книг изготовлены на Ближнем Востоке, элементы костюма сшиты, по всей видимости, на Балканах. Османское декоративно-прикладное искусство впитало в себя традиции многих народов, каждый из которых внес свой вклад в его развитие.

По информации пресс-центра Министерства культуры РТ, познакомиться с «Шедеврами мусульманского искусства» казанцы и гости столицы Татарстана смогут до 15 января 2009 года.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще