Как мы уже сообщали, в Музее изобразительных искусств РТ открылась выставка легендарного художника-пейзажиста Архипа Куинджи. Более восьмидесяти картин приехали в Казань из Санкт-Петербурга, из Русского музея. Причем столько полотен Куинджи одновременно покинули Северную столицу в первый, и, по словам организаторов, в последний раз.
В открытии выставки приняла участие заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева. “Это уникальное событие во всех смыслах, – сказала она. – Данная выставка – результат творческого содружества двух музеев. Многие наши искусствоведы, реставраторы проходили школу в Русском музее, который всегда был для нас эталоном”.
О том, что татарстанцам крупно повезло, говорилось и на пресс-конференции, состоявшейся в день открытия выставки. Об этом говорят и сами картины…
Кто такой художник Архип Куинджи? В конце XIX века обладатель громкой славы, он тридцать последних лет жил в молчании, в затворничестве, не прекращая работы. Вокруг Куинджи и его картин ходило много слухов: о том, что он использует новые по составу краски (отчасти это было правдой, например, художник экспериментировал с битумными красками), а также не чужд дешевым эффектам вроде подсветки картин изнутри лампами (в чем разубеждались, заглядывая на выставках за полотна) и,наконец, что он насыщает картины магической силой. Однако то, что так поражало зрителей, заставляя их помногу часов простаивать перед полотнами Куинджи, – это мастерство художника, его зоркий глаз, знание и понимание природы, ее цвета и материальности.
Например, сейчас в Казани выставлено удивительное полотно – “Ночь на Днепре”, которым в свое время восхищались И. Тургенев, Я. Полонский, Д. Менделеев, И. Крамской. В Петербурге работала выставка одной этой картины, и люди часами простаивали в очередях, чтобы увидеть ее. “Ночь на Днепре” буквально завораживает холодным сиянием лунного света. Широкое, уходящее вдаль пространство; огибающая даль тихая река, стелющиеся по небу облака, которые в самой вышине разошлись немного и позволили выйти луне, осветившей Днепр; хатки и тропинки на берегу… Все замерло в серебристо-зеленом, фосфоресцирующем свете луны.
Здесь Куинджи впервые применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство. И многие его картины производили такое же действенное впечатление на зрителей. О зоркости Куинджи ходили легенды: он различал малейшие изменения цветовых и световых соотношений. Например, художник Иван Крамской писал об украинских хатах на одном из полотен Куинджи: “Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть…”
Простое и широкое восприятие природы Куинджи перенял у Айвазовского, у которого недолго был подмастерьем. Работал он и в составе Товарищества передвижников – группы художников-моралистов, в своих картинах отражавших мрачную действительность российского бытия, блеклую, страдающую вместе с людьми природу… На нынешней выставке представлена наиболее интересная картина этого периода – “Осенняя распутица”. Однако вскоре художнику стало тесно в рамках конкретной идеи, и он вернулся к одинокому поиску.
Куинджи не исследовал действительность, а откровенно и открыто наслаждался сущим. Идея вечного движения, “цветения” жизни – основная в его творчестве. В частности, художника восхищало взаимодействие земной природы и воздушной среды. На нынешней выставке можно увидеть работы, на которых художник попытался запечатлеть причудливую, вечно меняющуюся форму облаков. Облака над равнинами, горами, морем… Коллизии, постоянно разворачивающиеся над нашими головами в виде грозы, бури, яростного порыва ветра, – все это приводило художника в восторг. И то недолгое время, когда Куинджи, сам будучи самоучкой, преподавал в Академии художеств, он пытался передать эту любовь к природе своим ученикам. Наиболее известные среди них – Н.Рерих, А.Рылов, К.Богаевский. В последние годы жизни Куинджи уже привлекали не драматические состояния природы, не земная материя, а нечто обобщенное, вечное, ощущение мироздания как целого, включающего и человека, и природу, и иные миры.
Нынешняя выставка, приехавшая из Русского музея, наиболее полно представляет творческий путь художника. За такой подарок нельзя не поблагодарить ее организаторов – Министерство культуры Татарстана, сотрудников Русского музея и Государственного музея изобразительных искусств РТ. Кроме того, в Казани открылся виртуальный филиал Русского музея, так называемый информационно-образовательный центр. Его посетители попадают в трехмерное пространство, смоделированное компьютером, и “перемещается” по залам Русского музея от картины к картине… Так, никуда не выезжая, но ощутив иную реальность единого культурно-информационного пространства, человек может побывать в сокровищнице искусства, располагающейся в другом городе. Только бы не забыть при этом, что реальное, живое переживание цвета, игры света и тени на картинах – все равно ни с чем не сравнимо.
Наталия ФЕДОРОВА.