На днях в Казани, на родине писателя Василия Аксенова, завершился Второй международный литературно-музыкальный фестиваль “Аксенов-фест”.
По завершении первого фестиваля, состоявшегося год назад, мэрия Казани приняла решение воссоздать дом на пересечении улиц Карла Маркса и Муштари, где в 1932 году родился Василий Аксенов. Предполагается разместить в нем литературный салон, джазовое кафе, комнату-музей, а также апартаменты для проживания писателя.
Между тем у “Дома Аксенова”, как прозвали его казанцы, давняя и интересная история, которую и предлагаем вниманию наших читателей.
Карл Фукс – так звали выпускника Геттингенского университета, приехавшего в 1805 году в Казань преподавать в здешнем Императорском университете. Казань, ставшую для него второй родиной, он полюбил всей душой, а его труды по историографии татарского народа настолько глубоки и содержательны, что не потеряли актуальности и в наши дни. Это был ученый многогранного дарования – талантливый литератор, археолог, этнограф, натуралист, краевед, практикующий врач.
В Казани Фукс обрел семейное счастье. Его женой стала известная в те годы поэтесса и писательница Александра Андреевна Апехтина. Происходила она из старинного дворянского рода, который владел в Казанской губернии большими земельными наделами. Появление Апехтиных в Казани относится к 1792-1793 годам.
В доме Фуксов по инициативе Александры Андреевны был открыт литературный салон, который быстро снискал большую популярность у казанской интеллигенции и просуществовал около четверти века. Душой этого салона был Эраст Петрович Перцов – поэт, переводчик и драматург. Именно он, предположительно, проживая еще в Петербурге, рассказал Александру Сергеевичу Пушкину о профессоре Фуксе и его жене. И вот в 1833 году, будучи в Казани, великий поэт счел нужным познакомиться с четой Фуксов и посетил их дом на Московской улице.
Данный факт свидетельствует о том, что Александра Андреевна была довольно заметной фигурой в казанском обществе. Однако биографические данные ее жизни почти не исследованы. Даже дата и место рождения Александры Андреевны остаются белым пятном в ее биографии, неизвестно также, где она училась.
Скупые данные об отце Александры Андреевны можно почерпнуть лишь у Николая Яковлевича Агафонова, во втором издании его книги “Казань и казанцы”, где сказано, что Андрей Иванович Апехтин – майор, командир казанской пешей дружины ополчения в 1812 году – был городничим. Дважды женат. Там из родных Александры Андреевны упоминается лишь сводный брат Павел, рожденный от второго брака и вышедший в отставку в чине генерал-майора.
Но, оказывается, у Александры Андреевны был и родной брат. Именно при его рождении получила заражение крови и умерла Анна Петровна Апехтина, урожденная Каменева, первая жена Андрея Ивановича.
До наших дней сведений о Николае Андреевиче Апехтине дошло даже меньше, чем о его родной сестре. Неизвестно, где он воспитывался, учился и жил.
В перечне поручителей (свидетелей – Авт.) при бракосочетании Карла Федоровича и Александры Андреевны значится подполковник Апехтин. Это было в 1821 году. Спустя двадцать лет в “Указателе города Казани, или Памятной книжке для жителей Казанской губернии на 1841 год” упоминается, что должность председателя Уголовной палаты исполняет подполковник Николай Андреевич Апехтин. Отсюда напрашивается вывод, что Николай Андреевич был тогда заметной личностью в Казани и имел юридическое образование.
Для переезда в Казань Андрей Иванович Апехтин приобретает усадьбу, которая располагалась под горой, где сегодня стоит памятник Муллануру Вахитову. В описании домов 1796 года, принадлежащих домовладельцам Казани, имеется следующая запись: “Коллежского асессора Андрея Апехтина – оного внутри двора дом каменный, строения старые”. Усадьба располагалась на площади в 2700 квадратных саженей.
После отъезда Андрея Ивановича Апехтина усадьба перешла во владение Николая Андреевича. Проживал он в ней с семьей до 1832 года, когда смерть настигла его 28-летнюю горячо любимую жену после рождения сына, окрещенного Павлом. Постигшее полковника горе было столь велико, что ему стало тяжело жить в доме, где все напоминало недавние счастливые дни. Он принимает решение сменить место жительства и переезжает на Грузинскую улицу, в такую же большую усадьбу, купленную у одного из казанских купцов. Занимала она целый квартал между улицами Грузинской и Красной (ныне Большая Красная – Авт.) по улице Комиссариатской (ныне Муштари – Авт.). Здесь он провел остаток жизни.
Подполковник Апехтин поддерживал все эти годы постоянные отношения со своей старшей сестрой Александрой Андреевной. Поэтическая натура и возвышенные идеалы редко совмещаются с практическими сторонами жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после смерти мужа Александра Андреевна испытывала материальные затруднения, и, конечно, в это время младший брат также не забывал о сестре, которая, стараясь облегчить свое положение, решилась сдавать квартиры в собственном доме на Московской улице. Все это не могло пройти бесследно для впечатлительного человека, каким была Александра Андреевна. Особенно тяжело она переживала прекращение деятельности литературного салона. Накопившиеся с годами переживания привели, как и следовало ожидать, к печальным последствиям: 3 февраля 1853 года от апоплексического удара (инсульта – Авт.) Александра Андреевна Фукс скоропостижно скончалась.
За два года, 1852 и 1853-й, подполковник Николай Андреевич Апехтин потерял двух очень близких и дорогих ему людей: сначала 20-летнего сына Павла, студента университета, затем родную сестру. И хотя дом Александры Андреевны находился совсем в другой части города и была она прихожанкой другой церкви, отпевание ее происходило в Грузинской церкви, то есть в приходе подполковника Апехтина, и именно из его дома она была перенесена в эту церковь и похоронена на Кизическом кладбище.
Таковы некоторые исторические факты, связанные с судьбами дворян Апехтиных и их домом, называемым сегодня в обиходе “Домом Аксенова”.
Ильдар АЛИЕВ,
краевед.