Звездный билет в большую литературу

7 и 8 ноября в Казани проходил Второй международный литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест».







7 и 8 ноября в Казани проходил Второй международный литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест».

По признанию мэра Казани Ильсура Метшина, в прошлом году организаторы «Аксенов-феста» еще не были уверены в том, что этот фестиваль станет ежегодным, но он пришелся и к месту, и ко времени, и лег на благодатную почву… «Я очень рад, — сказал городской глава, — что Казань обогатилась еще одним событием культурной жизни. Совершенно неожиданно „Аксенов-фест“ получил огромный резонанс, и мы этим очень дорожим».

В числе организаторов Второго «Аксенов-феста» — журнал «Октябрь», приурочивший к этому событию специальный выпуск. Туда вошли произведения молодых казанских поэтов и прозаиков, которые одновременно номинировались на литературную премию «Звездный билет».  Ее особенность в том, что это единственная национальная  премия, учрежденная не в Москве. Обычно премии имеют узкую направленность, а «Звездный билет» каждый год будет избирать новый вектор в стремлении охватить все регионы многонациональной Российской Федерации. А опробовать ее решили в Казани — так пожелал почетный председатель попечительского совета «Звездного билета» писатель Василий Аксенов.

Всего на суд попечительского совета, который в этом году возглавлял писатель Евгений Попов, было представлено около 250 произведений молодых казанских авторов, 17 из них вошли в шорт-лист (короткий список) премии. А на гала-концерте II «Аксенов-феста» в театре  им. М. Джалиля мы узнали имена первых лауреатов «Звездного билета».

Лучшей в номинации «Молодой поэт, входящий в большую литературу» стала Анна Русс, а среди молодых прозаиков — Денис Осокин (в спецвыпуске журнала «Октябрь» он опубликовал свою повесть «Овсянки» под псевдонимом Аист Сергеев). Им вручили памятные знаки в виде железнодорожного билета, через дырочки в котором видно звездное небо (дизайн памятного знака разработал минский художник-авангардист Владимир Цесслер). Обладатели премии получат также денежное вознаграждение — по 100 тысяч рублей.

Напомним, что идея Национальной премии «Звездный билет» принадлежит мэру Казани Ильсуру Метшину и писателю Василию Аксенову. Последний, к сожалению, после перенесенного инсульта  находится в больнице, но организаторы «Аксенов-феста» сделали все возможное, чтобы Василий Павлович хотя бы виртуально присутствовал на церемонии: на экране были показаны кадры из документального фильма, снятого во время пребывания писателя в Казани в прошлом году. В этот вечер на сцену выходили друзья писателя: Михаил Веллер, Евгений Попов, Михаил Генделев, Игорь Иртеньев. Они читали свои стихи, рассказывали о встречах с Аксеновым и его влиянии на их творчество и жизнь. А музыкальной составляющей вечера стало совместное выступление джазового трио Евгения Борца и певицы из Израиля Ирины Долнян.

Если быть точным, то Анна Русс и Денис Осокин вытянули по второму «звездному билету» в своей жизни. Оба они в начале 2000-х стали лауреатами премии «Дебют». Так что вектор премии по-прежнему указывает на авангардное направление литературного процесса. Вместе с тем это, безусловно, знаковое событие для Казани, которая благодаря «Аксенов-фесту» и премии «Звездный билет» позиционируется сегодня не только как столица молодого олимпийского спорта, но и как центр российской литературной жизни.

И еще одно новшество «Аксенов-феста» — нынче в его рамках  прошли мастер-классы. Маститые прозаики и поэты вели беспристрастный разговор с начинающими казанскими литераторами о качестве их текстов. Причем темы для мастер-классов также черпались из произведений Василия Аксенова — «Жить как бы танцуя свинг» (Е.Попов) , «Билет, но куда?..» (М.Генделев) и т.д.

А пока зерна отделялись от плевел, мы беседовали в холле отеля «Ривьера» с главным редактором журнала «Октябрь» Ириной Барметовой. 

— В процессе подготовки спецвыпуска журнала вы подняли казанский литературный пласт. Какие его особенности  вы, как критик, подметили? Не подобна ли нынешняя литературная ситуация флюсу – огромное количество поэтов, с гулькин нос прозаиков и полное отсутствие литературных критиков?

— Чтобы собрать серьезный номер журнала, я целый год регулярно читала рукописи из Казани и хочу сказать спасибо за помощь всем тем, кто нам помогал, мы располагали самой широкой информацией.   Ведь проблема не в том, кого больше — поэтов или прозаиков. Данный дисбаланс не является казанской особенностью, такая же ситуация и в Москве. Таково время, больше пишется стихов (каких стихов, отдельный вопрос). Что касается прозы, то она всегда требовала накопления материала, поэтому в молодом возрасте ее писать тяжело и почти бессмысленно. Это могут быть лишь упражнения в прозе.  

 Мы акцентировали внимание на выявлении и представлении молодого творческого поколения, новых сил современной литературной Казани. Общее мнение о нем изложено в предисловии от редакции. И там, кстати, мы не говорим, что все у вас прекрасно, замечательно, мы просто делаем срез актуальной литературы, пытаемся быть зеркальцем, которое показывает, что мы имеем. И в целом ситуация в Татарстане, как и во многих других регионах, характеризуется отсутствием завершенного литературного пейзажа. И все же я надеюсь, что премия «Звездный билет» определит наиболее перспективные направления казанской литературы. Как-никак это первая национальная премия, которая пришла в Россию, минуя Москву. Это интересно, это значимо.

Если идея понравится, то хотелось бы осуществить продолжение проекта «Звездный билет», а именно: чтобы номинанты шорт-листа  — 17 молодых литераторов (из них всего пять прозаиков) — проводили в Казани в течение года клубные встречи, в ходе которых широкая общественность получит представление об их творчестве.

Литературная жизнь Казани не лучше и не хуже, чем в других российских городах. Но то, что она законсервирована, это факт. И благодаря «Аксенов-фесту»  положено начало разгерметизации, и в том числе подписчики нашего журнала получили возможность познакомиться с молодыми казанскими писателями. Наша страна не просто многонациональна, в ней много реалий, соединить которые могут только язык и литература — общее культурное пространство.  

Галина ЗАЙНУЛЛИНА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще