О советской власти, секретах и штанах на подтяжках

«Вы знаете, сейчас невероятно модно носить штаны на подтяжках, поэтому просто не могу не похвастаться ими перед вами», — после этих слов Эльдар Рязанов непринужденно снял пиджак, повесив его на спинку стула.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ




«Вы знаете, сейчас невероятно модно носить штаны на подтяжках, поэтому просто не могу не похвастаться ими перед вами», — после этих слов Эльдар Рязанов непринужденно снял пиджак, повесив его на спинку стула. Происходило это на прошлой неделе в одной из аудиторий Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ, где легендарный кинорежиссер в рамках участия в кинофестивале «Золотой Минбар» встретился со студентами и преподавателями вуза.

Эльдар Александрович сразу же предупредил сидящих в зале о своей прямолинейности и… старческой ворчливости и о том, что будет говорить, даже если сказанное кому-то покажется резким и острым. Специально для именитого гостя студенты подготовили небольшой фильм, состоящий из кадров любимых народом рязановских комедий. И первый укор режиссер высказал по поводу условий его показа. Дело в том, что фильм демонстрировали при дневном свете, а это просто возмутительно с точки зрения киношного профессионализма. Даже такую небольшую работу, считает Рязанов, нужно демонстрировать в темноте, и звук при этом должен быть громче. 

Дав молодежи время собраться с мыслями и сформулировать вопросы, Эльдар Рязанов поразмышлял на тему будущей работы выпускников академии:

— Вообще, я должен сказать, что мы с женой чиновника, который очень внимательно относится к нам, ну, например, перезванивает, спрашивает, как дела, помогает в чем-то , называем в хорошем смысле этого слова «выродком» из чиновничьей плеяды, потому что, как правило, эти люди думают прежде всего о себе. Вот недавно нам посчастливилось иметь дело с чиновником, который занимался вопросом, касающимся нашего дома кино «Эльдар». Дом хотели у нас забрать. Так вот он постоянно звонил, интересовался, чем может посодействовать, переживал за нас. Поэтому я мечтаю, чтобы вы все выросли такими вот «выродками». Я прожил много лет и за это время сталкивался с огромным количеством бюрократов на самых важных постах. Если посчитать, сколько лет я провел в приемных в ожидании, когда меня примет какой-нибудь начальник, то получится довольно большая цифра. Главное, что вы должны помнить: настоящий чиновник должен обладать такими качествами, как невероятная человечность и внимательность к тем людям, которые к нему обратились. А многие из чиновников, к сожалению, думают только о своем кармане, о своей выгоде и относятся к тем, кто к ним приходит, очень пренебрежительно. Вот если это будет уничтожено, то у нас получится замечательная процветающая страна.

А потом дошло дело до вопросов. Первый прозвучал от студента четвертого курса Булата Курмашова.

— Я восхищен вашим творчеством. Ваши фильмы актуальны во все времена, они как бы даже вне времени. То есть их смотрели мои бабушки и дедушки, родители, я. Мои дети и внуки, скорее всего, тоже будут с удовольствием их смотреть…

— Учили ли вас громко и четко говорить? — прервал студента Эльдар Александрович. — Это ведь очень важно, чтобы люди хорошо вас слышали и понимали. Я сам, конечно, не педагог, но всегда делаю замечание по поводу речи, если мне что-то непонятно.

Должен вам сказать, что мы живем в жуткой среде. Всегда рядом что-то бормочет телевизор, играет какая-то музыка. Люди, с которыми вы находитесь на улице или в транспорте, обязательно навязывают вам свои музыкальные пристрастия. Можно сказать, что мы живем в обстановке музыкального и звукового мусора. Наши архитекторы иной раз строят здания, совершенно не обращая внимания на акустику помещений. Вот вы сейчас говорили в микрофон, отдельные слова я слышал, но в целом так и не понял, что вы хотели сказать. Возможно, я сейчас выгляжу склочным человеком, но это продиктовано лишь тем, что хочу, чтобы было лучше. Видимо, архитектор, который строил этот зал, плохо учитывал его акустику. В свое время Утесов удивительно точно высказался по этому вопросу, имея в виду одно из зданий в Одессе. Раньше там располагалась биржа, которую строили таким образом, чтобы все брокеры и маклеры, работая рядом, не могли слышать своих коллег, а значит, не мешали друг другу. «Так эти идиоты, — сказал Утесов, имея в виду большевиков, — сделали в здании филармонию».

А то, что вы восхищаетесь моими фильмами, я это и так знаю. Только представьте, сколько раз в жизни мне это говорили самые разные люди.

— Нам преподавали риторику, — уже громче обратился к гостю студент. — Просто я немного волнуюсь. Скажите, в чем секрет такой вневременной актуальности ваших фильмов?

— Весь секрет в том, что я воспитывался в нормальной семье. Меня родители никогда не били, иногда, правда, отчитывали за всякие там провинности, но своим примером показывали мне, как нужно себя вести. В связи с этим вспоминаю такую шутку. Встречаются два человека одинакового возраста и социального положения. Кто из них должен здороваться первым? Ответ очень прост — тот, кто вежливее.

К сожалению, мы иной раз забываем, что такое вежливость. Особенно это заметно по поведению водителей на наших дорогах. Ведь если у тебя машина круче и водитель личный есть и кошелек толще, то тебя другие просто обязаны пропускать. Возвращаясь к вопросу, хочу сказать: просто нужно помнить, что ты не есть самый главный человек на свете, рядом живут люди, которые, возможно, имеют еще большие права на внимание и уважение, чем ты. Надо относиться к людям с нежностью, симпатией, внимательностью, то есть элементарно проявлять правильное воспитание. Если все это перенести на свою работу, то она получится очень хорошей.

Постепенно, со временем я осознал, что каждый человек — это ценность, поэтому нельзя к каким-то людям относиться пренебрежительно из-за того, что они плохо говорят на твоем языке или занимают маленькую должность. Вот с этим ощущением и надо работать, когда ты пишешь книги или снимаешь фильмы.

Второй вопрос гостю после некоторого молчания рискнул задать студент пятого курса Рамис Вильданов, постаравшийся произнести все слова четко и громко:

— Если бы вам дали возможность прожить жизнь заново, вы в ней изменили бы что-нибудь ?

— Ох, вопрос на засыпку. Ну это такая невероятная возможность, что я о ней никогда не думал, не буду врать. Что-то меня устраивает в моей жизни, а что-то не очень. Вообще, судьба была ко мне милостива. Как выяснилось со временем, я авантюрист, поскольку кидался в мероприятия, которые мне были явно еще не по развитию. Но всегда старался преодолевать какие-то препятствия, и в целом я доволен тем, как прожил жизнь, потому что никогда не подличал, не угождал, не приспосабливался. Хотя все это, конечно, относительно, ведь как можно было в советское время к чему-то не приспосабливаться? Сколько раз, бывало, придумывал какой-то сюжет, а потом понимал, что нет, он не пройдет цензуру, убирал его в стол и забывал. Если бы каждую свою задумку я пытался осуществить, давным-давно бы ничего не снимал. Правда, ни одного фильма про коммунистическую партию за всю жизнь не снял. И не жалею об этом. Вы знаете, если можно было бы что-то изменить, я все-таки хотел бы родиться в России, но не в Советском Союзе.

Затронутая тема была логично продолжена следующим вопросом:

— Если не в советской, то в какой эпохе вы бы хотели жить и с каким деятелем прошлого вы бы хотели встретиться и пообщаться?

— У-у-у, интересный вопрос. Сразу вспоминается, как поэт Наум Коржавин в одном из своих стихотворений говорил: «Нету лучших времен». Времена, и правда, бывают чуть лучше или чуть хуже, а идеально хороших нет. Можно родиться в эпоху спокойную, когда, например, правит милостивый царь, но это длится, как правило, недолго. Поэтому я не могу выбрать время, я родился в Советском Союзе, а не жил, допустим, при царе Александре II, который, по слухам, был просто замечательным руководителем. Я точно знаю, что не хотел бы жить при Петре I или Иване Грозном, потому что там было довольно неспокойно.

Что касается деятелей прошлого, то есть ряд героев, с которыми бы хотелось побеседовать. Так сложилось, что я никогда не воевал и не был военным, но при этом меня восхищает Суворов, который не проиграл ни одного сражения. В то время ведь дворянских детей записывали в армию от рождения. Мальчик рос и в восемнадцать лет получал офицерский чин, находясь дома и не служа в армии. Суворов же родился таким хилым ребенком, что родители не записывали его в военные, думали, что он умрет. А мальчик с семи лет начал сам себя делать: обливаться холодной водой, заниматься спортом. Он пришел в армию простым рядовым и дослужился до генералиссимуса. Одним словом, это гений военного дела. Я не знаю, о чем бы с ним разговаривал, так как ни в тактике, ни в стратегии военного дела не соображаю, но просто человек, который ни разу не был сломлен врагом, вызывает у меня восхищение…

К теме Советского Союза и работы в тот период Эльдар Александрович возвращался еще не раз, отвечая на другие вопросы. И чтобы наглядно проиллюстрировать давление советской идеологии на его творчество, он рассказал один из случаев своей жизни.

— Как-то на втором курсе нам вместе с моим одногруппником нужно было написать сценарий. За основу взяли военную повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Там был эпизод, когда герой книги вынужден был расстрелять своего друга детства, оказавшегося дезертиром. Мы написали эту сцену, как нам тогда казалось, очень удачно. Осень. Дождь. Герой должен отдать приказ «Пли!», и в этот момент перед его глазами проносятся сцены из совместного с другом детства. Воспоминания заканчиваются, звучит команда «Пли!», и друг замертво падает на грязную рыжую траву.

Мы с однокурсником съездили к автору, ему очень понравился наш сценарий и особенно то, как мы показали переживания героя. Итог же был таким: всем нашим сокурсникам поставили оценки и перевели на следующий курс, кроме нас двоих. Позднее нам объяснили, что Рязанову и Сафарову не поставили оценки, поскольку они совершили огромную идеологическую ошибку: столкнули общечеловеческий гуманизм с советским. А всем тогда было известно, что советский гуманизм выше.

Нам дали время подумать и исправить свою ошибку. Тогда, разбитые, уничтоженные, ничего не понимающие, мы долго думали, что нам делать. В результате просто выкинули эту сцену из текста сценария. С чувством гадливости мы ждали, что нам поставят «тройку» и переведут на другой курс. Однако нам поставили по «пятерке». Не за работу, а за послушание. Мне до сих пор неприятно после того случая.

С нынешней властью у режиссера совершенно другие отношения. В подтверждение Эльдар Рязанов рассказал смешной случай, произошедший в год его 75-летия.

— Меня в тот год в Кремль пригласил на встречу Президент Владимир Путин. Во время беседы он меня и спрашивает: «Какие у вас творческие планы?». А я так задумался и понял, что нет у меня никаких творческих планов в голове, поскольку вроде как недавно закончил работу над очередным фильмом, пора уже и внуков нянчить. Но, сами понимаете, главе государства такое не скажешь, подумает еще, что совсем стариком стал. И тут я вспомнил, что когда-то давно, еще в прошлом веке, была у меня мысль снять фильм о Хансе Кристиане Андерсене. Так я ему и сказал, но оговорился, что вряд ли идея осуществима, поскольку это очень дорогая картина — требует сложных декораций и зарубежных съемок. Владимир Владимирович спросил, сколько, по моему мнению, она будет стоить. Я прикинул и сказал: «Миллионов двадцать пять долларов».

Путин крякнул, но отметил, что дело стоящее, и обещал помочь, а если денег у государства не хватит, сказал, попросит у олигархов. Через какое-то время я написал сценарий и послал его Президенту, понимая, что читать он его все равно не будет, — забот государственной важности выше крыши. Мой сценарий попал к человеку, занимающему сегодня не самый последний пост в России. Это был руководитель Администрации Президента Дмитрий Анатольевич Медведев. Он сценарий мой прочитал и выделил деньги на половину фильма. В конечном счете смета составила 6 миллионов, а не 25 — я тогда просто загнул от незнания. На эти средства мы и сняли половину картины. А затем я стал ходить по инстанциям, насобирал денег на вторую половину, и фильм об Андерсене увидел свет. Я этому бесконечно рад.

Что касается творческих планов, то могу сказать, что они у меня отныне есть всегда (смеется). Сейчас, например, на столе лежит сценарий под названием «Невероятные приключения наших в Германии». Это не будет продолжением «Невероятных приключений италь-янцев в России», а выйдет как отдельное произведение. Я очень жалею, что в свое время не смог поставить мюзикл. Очень много хороших композиций осталось со времен съемок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Но было бы неправильно тогда после фильма выпускать еще и мюзикл, поэтому я надеюсь, что кто-нибудь из современных режиссеров возьмется за это.

Эльдар Рязанов пришел на встречу вместе с женой Эммой, которая то и дело подсказывала что-то мужу из зала, на что он в шутку заметил, что пришел сюда под конвоем. Следующий вопрос из зала был таким:

— Большинство присутствующих здесь — студенты, у которых еще нет своей семьи, а ваши фильмы — семейные в том смысле, что интересны людям разных поколений. В связи с этим хочется спросить: знаете ли вы секрет семейного счастья?

— Я знаю один секрет, который относится и к семейному счастью, и к работе, и к жизни. Дело в том, что я очень много в свое время работал с писателями-соавторами. Вот, например, с Эмилем Брагинским проработал 35 лет — не всякий брак выдержит такой срок. За эти годы я понял, что самое главное — это умение уступать. Вы представляете, когда работают два равноценных человека: один хочет сделать так, а другой иначе. Поэтому умение уступать, быть внимательным, умение добиться своего, не ломая партнера, — секрет хороших взаимоотношений с женой, другом, коллегой или с кем бы то ни было…

Дальше разговор зашел о знаменитых людях, с которыми Эльдар Александрович встречался в процессе работы. Один из преподавателей академии затронул тему проекта «100 имен России» и попросил гостя назвать имена людей, которые, по его мнению, достойны оказаться в этом списке.

— Андрей Сахаров, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий — вот люди, перед которыми я преклоняюсь, — сказал Рязанов. — Из тех, с кем я работал, назову актера Женю Евстигнеева. Он гений, такой простой, темный, дремучий, но гений. Смоктуновский — тоже актер, которым я восхищаюсь. Он мне однажды сказал, что полюбил меня в тот момент, когда я во время съемок честно признался, что не знаю, как снимать следующий эпизод. Это было для него откровением, поскольку обычно режиссеры всегда делают вид, что все знают. Из писателей очень люблю Бориса Васильева. Он начинал как сценарист, но по его сценариям ставили не очень хорошие картины. Тогда он попросил моего совета, и я горжусь тем, что предложил ему писать прозу. После этого вышли знаменитые его повести «А зори здесь тихие… », «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война».

В завершение встречи одна из студенток спросила режиссера о том, есть ли в стране перспективы развития регионального кино, в частности татарстанского.

— Я считаю, что Татарстан имеет полное право на то, чтобы иметь свой кинематограф, — ответил он. — Но для этого нужны хорошие условия. Прежде всего соответствующая техника, талантливые актеры, режиссеры, сценаристы, которых нужно начинать готовить уже сейчас, чтобы в будущем они смогли создавать здесь фильмы. А вообще, такая большая и самобытная республика просто должна иметь свой кинематограф.

На прощание Эльдар Александрович Рязанов прочитал несколько стихотворений из своего сборника и подписал книги всем желающим. А девушку, которая попросила поставить автограф на его фотографии, спросил, почем она ее потом собирается продавать, и попросил взять его в долю.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще