Уже второй год для журналистов, аккредитованных на “Золотом Минбаре”, организован пресс-центр, оборудованный компьютерами, доступом в Интернет. Здесь же прошли пресс-конференции (руководитель пресс-центра Елена Салтыкова называет их “стэнд-апами”) со звездой Голливуда Марком Дакаскосом, известным режиссером Эльдаром Рязановым, а также встречи в режиме нон-стоп с творческими группами создателей фильмов, которые демонстрируются в кинотеатре “Гранд-синема”.
Очень интересной была встреча с голливудским режиссером, продюсером и актером Еркеном Ялдашевым. В рамках внеконкурсного показа демонстрировался его боевик “Ближний бой”. Это история молодого спортсмена-казаха Эрика, вынужденного покинуть родину и зарабатывать в Америке на жизнь участием в боях без правил. Судьба главного героя схожа с биографией самого Ялдашева. Он родился в Чимкенте, является многократным чемпионом мира по каратэ. Увлечение боевыми искусствами помогло Еркену не только завязать в Америке знакомства с известными людьми, но и войти в мир кино. Позже он окончил Академию кино в Нью-Йорке и стал снимать свои фильмы. “Хотим мы того или нет, – считает Ялдашев, – но бренд Голливуда все равно существует, это Мекка кинобизнеса”.
Любопытно, что Еркен Ялдашев со своими единомышленниками создал фонд патриотического кино СССР. По словам режиссера, Голливуд преподносит русскоязычных выходцев из бывших советских республик пьяницами и проститутками, и задача фонда делать такие фильмы, чтобы герои действительно были героями. “У нас большая славная страна, много красивых лиц, талантливых актеров. И через бренд Голливуда легче себя преподнести”. Фонд Ялдашева пытается договориться о совместных проектах с российскими регионами и странами СНГ.
Встреча с представителями кинематографа Ирана состоялась после показа двух иранских фильмов – “Каждая ночь одиночества” режиссера Расула Садрамели и “Ми” для мамы”. Оба достаточно интересные. В “Ми” для мамы” в главной роли снялась красавица Гольшифте Фарахани, известная казанцам по фильму “Слеза холода”, получившему на II “Золотом Минбаре” Гран-при, призы за режиссуру и лучшую женскую роль. В новом фильме Фарахани вновь играет трагическую роль молодой женщины Сепидег, которая пострадала от химической атаки во время ирано-иракской войны.
По словам одного из участников пресс-конференции – представителя Гостелерадио Ирана Али Резы Шахрохи, иранский кинематограф занимает сегодня в мировом рейтинге восьмое место. Причем государство особенно поддерживает экспериментальное кино. В год здесь снимается около 100 художественных фильмов, в 60 городах созданы школы-студии для подготовки кинематографистов. “Последние два года я участвую в “Золотом Минбаре” как дистрибьютор иранского кино, – сказал Али Реза. – И считаю, что этот фестиваль станет основой для развития кинематографа в Татарстане”.
“Между татарской и иранской культурой много общего, – отметил на пресс-конференции советник министра культуры Ирана господин Фарутан. – У нас даже есть поговорка: “Одна нога в Тегеране, другая – в Казани”. Именно из-за этого мы решили создать специальный проект, который предусматривает продажу иранских фильмов телекомпаниям России и Татарстана, а также совместное производство сериалов”.
Знаковыми событиями фестиваля стали показ и обсуждение художественного фильма Нурании Замалиевой “Трехногая кобыла” по одноименной автобиографической повести Айдара Халима. Напомним, что это единственный татарстанский игровой фильм, заявленный в конкурсной программе. Он снимался в течение года на частные деньги продюсера Ильхама Сафиуллина. Демонстрация фильма проходила в переполненном зале. Негде было не то что сидеть – стоять. А само обсуждение в пресс-центре было очень эмоциональным.
Фильм повествует о событиях 1948 года. Деревенский мальчик Кабир вместе с хромой кобылой по прозвищу Бамбук отправляется в трудное и опасное путешествие. Им нужно добраться до родной деревни, чтобы спасти от тюрьмы маму Кабира – вдову фронтовика Санию. Ее обвиняют в том, что якобы она пустила в расход колхозную лошадь. Только мальчик знает правду. Лошадь жива, но покалечена волком.
“Трехногая кобыла” – это драма о судьбе народа, который стал похож на хромую, изуродованную диким зверем лошадь.
В фильме снимались актеры татарских театров: Зульфия Валиева, Олег Фазылзянов, Наиль Шайхетдинов, Азгар Шакиров, Ильдус Ахметзянов, Миляуша Назмиева. Роль мальчика Кабира исполнил школьник из Высокогорского района Ильназ Халиуллин.
Режиссера Нуранию Замалиеву зрители знают по телесериалам на “ТНВ”. Но она давно мечтала сделать настоящее художественное кино, специально для “Золотого Минбара”. Повесть Айдара Халима прочла давно и сразу поняла, что хотела бы воплотить ее на экране. Айдар Халим – сложный писатель, считает Замалиева, и кино должно помочь его прозе дойти до народа, который сейчас мало читает, особенно молодежь.
Замалиева высоко оценивает команду, которая собралась для работы над фильмом. Особенно плодотворным она считает творческий союз с режиссером монтажа Владом Петровым и оператором Эдуардом Ситдиковым. “Не знаю, кто кого нашел, мы их или они нас, но получился фильм. А какой, судить зрителям”.
“Я не подозревал, что татарские театры – такой кладезь талантов, – признался Влад Петров. – Если раньше я помышлял о том, чтобы уехать, думал, где-то интереснее, то теперь не думаю об этом”.
“Татарского кино в большом смысле пока нет, – считает Айдар Халим, – а вот татарская литература имеет тысячелетние корни. У нас есть горы материала, который мог бы послужить основой для создания татарских художественных фильмов, и каждое киноповествование стало бы потрясением для всего мира”.
“Я выросла в городе, но благодаря воспитанию бабушки умею и вязать, и печь пироги, – рассказала исполнительница роли Сании, актриса Тинчуринского театра Зульфия Валиева. – Судьба моей бабушки перекликается с судьбой героини фильма, и этот образ мне очень близок. Одежду я восстановила по фотографиям моей бабушки. Бусы, которые на мне в фильме, она оставила мне в наследство”.
“Главное – не о чем фильм, а для кого и для чего, – сказал продюсер фильма Ильхам Сафиуллин. – У меня трое детей растут, и мне не безразлично их будущее. Материальные блага преходящи, душа – бесценна. Я рад, что зритель понял наше намерение и очень тепло принял фильм. Мы постараемся оправдать это доверие “.
В заключение участники обсуждения выразили надежду, что успех фильма “Трехногая кобыла” ускорит создание татарстанской киностудии художественных фильмов.
В минувшие выходные впресс-центре IV Казанского международного фестиваля мусульманского кино “Золотой Минбар” состоялись также встречи с представителями индийского кинематографа и создателями американского фильма “Такси в темную сторону”. А вчера в казанском кинотеатре “Мир” в рамках фестиваля прошел вечер памяти Чингиза Айтматова с участием татарских писателей и показом фильма “Белый пароход”. Вел вечер член жюри IV МФМК, режиссер Болотбек Шамшиев.
Галина ЗАЙНУЛЛИНА,