В России значительно увеличился интерес к личности Александра Васильевича Колчака. И вызвано это вовсе не повальным увлечением историей страны, а вышедшим на большие экраны 9 октября фильмом “Адмиралъ” режиссера Андрея Кравчука.
Этой премьеры кинолюбители ждали давно. Первый рекламный ролик картины вышел на экраны перед “Иронией судьбы-2” в декабре прошлого года. Прокат запланировали на лето, но по стечению обстоятельств в апреле во всех кинотеатрах страны стартовали “Господа офицеры: спасти императора”. Исторические фильмы, сходные по тематике – о судьбе белых офицеров, пришлось немного развести. И вот дождались.
По всей видимости, фильм не сойдет с экранов кинотеатров еще долго, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что две основные цели, поставленные создателями “Адмирала”, были достигнуты. Во-первых, цель патриотическая, да и, во-вторых, патриотическая тоже. Согласно первой вряд ли найдется хоть один человек, который не переполнится чувством глубокой гордости за страну и ее героев после просмотра фильма. Найдутся и такие зрители, кто не поленится найти биографию главного героя картины адмирала Колчака, которого мастерски сыграл Константин Хабенский.
Вторая патриотическая цель фильма – укрепить в головах любителей кино мысль о том, что наши режиссеры тоже умеют снимать картины не хуже зарубежных. А в некоторых аспектах, возможно, и лучше.
Бесспорно, картина получилась масштабной – как по сюжету, так и по количеству, и, главное, по качеству компьютерной графики и спецэффектов. Кадры сухопутных и морских баталий сняты настолько объемно, что порой кажется, будто брызги воды вот-вот попадут с экрана в зал. Одна только сцена прохода корабля по минному полю чего стоит.
Что касается развития сюжетных линий, то здесь не обошлось без некоторых погрешностей, которые, впрочем, не так сильно заметны массовому зрителю. Оно и понятно: когда огромный объем исторической информации начинает уминаться в двухчасовое экранное действие, некоторые важные детали теряются. В центре сюжета любовь Александра Колчака и Анны Тимиревой в исполнении Елизаветы Боярской.
Этому и посвятил свое внимание режиссер, отведя на описание самих исторических событий ничтожно мало времени. Конечно, благородство и любовь, показанные на экране, просто вне всякой конкуренции. Это и длинные неотправленные письма, полные чувств и лирики, которые имели место быть и в реальной жизни, и записки, написанные азбукой Морзе, и благородное “я знаю, что вы есть” вместо “я люблю”, одним словом, никакой пошлости. В итоге под конец фильма после всей этой лирики получается, что Анна Тимирева оказывается главной героиней и вроде как в некотором смысле отодвигает Колчака на второй план. Такое ощущение оставляют последние кадры фильма, когда мы видим постаревшую Тимиреву в студии Мосфильма, где в 1964 году снимают историческую картину. И здесь особо наблюдательные зрители без труда увидят сходство с “Титаником” Джеймса Камерона. Все та же старушка, вспоминающая о своей былой любви, тот же прием оживления погибших героев и тот же последний танец…
Возможно, таким сходством Кравчук хотел достичь масштабности, которая удалась в свое время Камерону, или это просто наиболее понятный для зрителя финал, где любовь на фоне исторических событий, не исчезнувшая с годами, принимает какое-то особенное, возвышенное значение.
Однако на фоне такой возвышенной любви потерялись другие, не менее интересные сюжетные линии. Например, совершенно выпала из действа линия генерала Каппеля, сыгранная загримированным до неузнаваемости Сергеем Безруковым. Немного невнятно смотрится герой Егора Бероева, друг белого адмирала Смирнов. Он появляется лишь в нескольких эпизодах и исчезает в неизвестном направлении, как, впрочем, и муж Тимиревой, уехавший куда-то на Дальний Восток. Одним словом, сюжетных “черных дыр” в фильме хватает. Впрочем, тем, кто не особо хорошо знает биографию белого адмирала, они в глаза не бросаются. Остальные зрители, кому все же что-то покажется неясным в экранной истории, всегда смогут почитать биографию Колчака, которая не менее интересна.
С полной уверенностью можно сказать, что “Адмиралъ” оттягивает практически все внимание на себя, оставляя в тени многие октябрьские премьеры. Рядом с ним скромненько переминается с ноги на ногу комедия оскароносных братьев Коэнов.
Фильм “Сжечь после прочтения” в этом году открывал Венецианский кинофестиваль и собрал на экране целую плеяду знаменитостей. Среди них Джордж Клуни, Брэд Питт и Джон Малкович. Гротескная комедия рассказывает о том, как диск с мемуарами бывшего агента ЦРУ попадает в руки сотрудников спортзала, которые решают его продать и сорвать неплохой куш. Забавные ситуации, совсем не глупые шутки и не менее забавный вывод: “Если вы не параноик, это еще не значит, что за вами не следят”.
В тени осталась и очередная попытка Джорджа Лукаса сделать деньги на “Звездных войнах”. На этот раз приключения джедаев, которые произошли “давным-давно в далекой-далекой галактике…” вышли на экран в виде мультфильма. Да простят меня поклонники “ЗВ”, но “Звездные войны: войны клонов” не стоят того, чтобы смотреть их на большом экране. Видимо, Лукас окончательно впал в детство. Поэтому достаточно будет просто подарить диск с мультиком сыну, племяннику или другому знакомому ребенку – детям такие компьютерные войнушки нравятся.
А вот другой мультфильм, стартующий в российских кинотеатрах в конце месяца, порадует не только детей, но и взрослых. “Мадагаскар-2” обещает еще больше забавных звериных приключений в тропиках. На этот раз главные герои попытаются выбраться с Мадагаскара назад в родной зоопарк. Бешеные пингвины тоже снова в деле, поэтому скучать не придется. В русской адаптации звери заговорят голосами Константина Хабенского (наш пострел везде поспел), Оскара Кучеры, Александра Цекало и Маши Малиновской.