Многочисленные премьеры и вернисажи, традиционные фестивали и конкурсы, фольклорные праздники и суперсовременные шоу – вот лишь наиболее яркие приметы культурной жизни Татарстана, богатой на художественные открытия и талантливые имена. К этому следует добавить огромную работу по восстановлению культурного наследия, повсеместную реконструкцию театров, музеев, долгожданную закладку первого камня в новое здание театра кукол в Казани и многое другое. Как говорит Михаил Пиотровский: “Культура – растение хрупкое и где попало не растет. Условия нужны”. А потому за всем этим благополучием – еще немало нерешенных проблем. Это подтвердила и прошедшая на днях “прямая связь” с заместителем Премьер-министра – министром культуры Зилей Валеевой. В течение полутора часов она отвечала на телефонные звонки читателей газет “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”. Слушала не перебивая, даже если монолог на другом конце провода затягивался и был излишне эмоциональным. И все же большинство дозвонившихся старались быть предельно конкретными и лаконичными, оставляя шанс и другим нашим читателям задать вопрос министру культуры.
Первый звонок был из Черемшанского района, но поводом для него послужила ситуация вокруг исторического памятника в центре Казани. Поясним, что буквально накануне “прямой связи” общественность была взбудоражена сообщением о том, что на улице Татарстан началась разборка вконец обветшавшего здания бывшей гостиницы “Номера “Булгар”, которая знаменита тем, что здесь, в 40-м номере, долгое время жил Габдулла Тукай, а также неоднократно бывали многие другие выдающиеся деятели татарской культуры. Докатилась эта новость и до Черемшана… От волнения позвонивший мужчина даже забыл представиться.
– Зиля-ханым, как могло такое случиться? – с горечью вопрошал он. – Мы столько говорим о сохранении культурного наследия, о том, что необходимо реставрировать памятники, и в то же самое время сносим, можно сказать, последнее, что связано для нас с именем Тукая.
– А вы давно там были в последний раз, помните, в каком состоянии находилось это здание? – последовал резонный вопрос. – По причине его ветхости еще двадцать лет назад оттуда были отселены все жильцы и отведены коммуникации. Деревянные перекрытия сгнили, окна ушли в фундамент… А теперь, когда дом столько времени не эксплуатировался, даже рядом с ним находиться стало небезопасно. Именно потому, что здание связано с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей татарской культуры, это не должно было так оставаться. И теперь появилась возможность восстановить этот дом в первоначальном виде – по старым чертежам, воспоминаниям… Такая форма возрождения памятников принята в мире. И мы надеемся, что к 125-летию со дня рождения Габдуллы Тукая, которое будет отмечаться в 2011 году, там появится мемориальный центр. Его экспозиция будет отражать и пребывание там Тукая, других выдающихся деятелей татарской культуры, и деятельность мусульманской газеты, редакция которой располагалась здесь же. В связи с этим очень серьезно выбирался инвестор – им выступает ОАО “Татнефть”. У нефтяников есть достаточный опыт, средства, наконец, чтобы справиться с этой ответственной работой. Еще раз подчеркиваю: здание, построенное во второй половине XIX века по проекту архитектора Романова как доходный дом, будет восстанавливаться в его первоначальном облике, который во многом утрачен, так как в течение последних ста лет дом неоднократно перестраивался.
– В газетах пишут, – продолжали допытываться на другом конце провода, – что недавно это здание было вычеркнуто из реестра памятников архитектуры? Правда ли это?
– Это здание никогда не входило в число памятников архитектуры. Это памятник истории, связанный с именами выдающихся деятелей татарской культуры. И мы обязаны сохранить память об этих личностях.
– И все-таки… Неужели нельзя было сохранить хотя бы часть исторической постройки?
– Мы неоднократно, до последнего ставили этот вопрос перед экспертами. По их заключению, физический износ дома составлял 93 процента, фундамент в состоянии недопустимом… К сожалению, как историческая постройка этот дом не подлежит восстановлению. Таков вердикт специалистов.
Я разделяю ваше беспокойство и считаю, что общественность республики должна знать, что будет представлять собой будущий мемориальный центр, и со своей стороны буду всячески этому способствовать. Думаю, после того, как проект доработают, он будет представлен общественности.
Следующий звонок из Казани от Наримы Ахтямовой:
– У меня сестра живет в Арском районе, и ее дочка, моя племянница, мечтает поступить в Казанское хореографическое училище. Но, говорят, там нет ни интерната, ни общежития для иногородних детей. А снимать квартиру в Казани дорого. Вот и не хотят девочку отпускать… Может, вы знаете, когда планируется открыть интернат при хореографическом училище, чтобы способные дети из районов тоже могли там учиться?
– Такая проблема действительно существует. Желающих поступить в хореографическое училище с каждым годом прибавляется, в том числе из городов и районов республики. Поэтому вопрос об интернате очень актуален, и в настоящее время он в стадии решения. Уже готова практически вся проектная документация, и даже место под строительство интерната отведено. Так что, думаю, уже в скором времени это перестанет быть головной болью и для руководства училища, и для родителей. Кстати сказать, иногородние дети и сейчас здесь учатся, некоторые родители все же находят такую возможность. Но интернат нужен. Для хореографического училища это одно из обязательных условий полноценной работы и учебы.
И снова звонок. Голос молодой, энергичный.
– Здравствуйте, меня зовут Гамира Галеева, я из Казани.
– Очень приятно, Гамира. Слушаю вас…
– Некоторое время назад в средствах массовой информации прошла информация о том, что в Казани создается Арт-парк, по аналогии с технопарками, как стартовая площадка для молодых художников, дизайнеров, которые хотели бы сочетать творчество и бизнес. Меня интересует, куда следует обращаться тем, кто хотел бы реализовать свои творческие идеи на этой экспериментальной площадке?
– Площадка для Арт-парка пока только подбирается. Это должно быть довольно большое помещение, где могли бы одно-временно работать и художники, и модельеры, и те, кто, скажем, выпускает антрепризные спектакли. Такие площадки еще называют “творческими кластерами”. В некоторых городах бывшие промышленные кварталы превращены сегодня в настоящие “колонии художников”, одновременно являющихся и предпринимателями. У нас тоже нет недостатка в творческой молодежи, но зачастую у талантливых молодых людей нет ни помещений, ни стартового капитала для того, чтобы открыть свое дело. Но мы уверены, что с появлением Арт-парка такая возможность у них появится. А сейчас, пока идет его формирование, тех, кто хочет реализовать себя творчески, мы поддерживаем грантами. Так что рекомендую и вам обратиться в наше министерство и оставить свою заявку. Думаю, сможем оказать вам помощь.
– Спасибо.
Среди позвонивших – немало бывших работников культуры, живущих сейчас на маленькую пенсию, которой не всегда хватает даже на самое необходимое.
– Это вам из Бугульмы звонят. Сейчас я на пенсии, но всю жизнь проработала в культуре. Сначала в Кукморском РДК, потом Бугульминском… Старалась, работала, у меня много почетных грамот, а вот звание ветерана труда мне не дали. Когда я выходила на пенсию, в 2005-м, у нас в управлении культуры начальники часто менялись…
– Если помните, в те годы поменялось и само законодательство, в том числе порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда”. Одно могу обещать: мы проработаем ваш вопрос совместно с Пенсионным фондом, и если вам по стажу и заслугам полагаются какие-то льготы, то я обязательно постараюсь вам помочь. Напишите мне.
– А по какому адресу писать?
– Казань, улица Пушкина, 1. Дом Правительства. Валеевой…
Похожий разговор состоялся у вице-премьера с Гильфаном Загрутдиновичем Файзуллинным из Муслюмовского района. Он на пенсии уже 12 лет. А до этого работал директором музыкальной школы в Набережных Челнах, потом возглавлял училище искусств в Нижнекамске. Сейчас получает пенсию в размере 4200 рублей.
– Я и в деревню переехал потому, что в городе на такие деньги не проживешь, – посетовал он. – А здесь у меня дом, огород. Конечно, неловко о чем-то просить, но я вынужден. Нельзя ли к моей пенсии хотя бы небольшую надбавку?
– Я запрошу ваше пенсионное “дело”, а пока, думаю, мы сможем вам оказать единовременную материальную помощь.
О сельской художественной самодеятельности замолвила слово преподаватель музыки из Казани Салима Султанова. По ее словам, раньше при каждом деревенском клубе работали кружки, студии и творческие коллективы, которые активно занимались пропагандой народной культуры. А начиная с 1990-х годов в связи с укрупнением сельских учреждений культуры таких коллективов становится все меньше и меньше, и, дескать, не пора ли их возрождать?
В ответ министр культуры, слегка удивившись такой постановке вопроса, поделилась своими впечатлениями о недавней поездке по юго-востоку республики:
– Мы побывали в Альметьевске, Бавлах… И, скажу вам, там я увидела и услышала столько замечательных коллективов художественной самодеятельности – ансамблей, хоров… Среди них – и детские, и ветеранские. Именно благодаря художественной самодеятельности мы открываем для себя настоящие народные таланты. Без их участия не обходится ни один праздник, для них организуются смотры и конкурсы, в том числе и общереспубликанские. По этому пути мы намерены и дальше идти. Фестивали, конкурсы – хороший шанс для самодеятельных артистов проявить свои таланты и творческие способности.
Преподавательница музыки выразила также обеспокоенность состоянием татарской эстрады, которую заполонили “звезды”, зачастую не имеющие вокальных данных и даже музыкального слуха. Возможно ли, поинтересовалась она, поставить хоть какой-то заслон от халтуры и бездарностей?
– Мне кажется, таким заслоном должны стать сами зрители, вернее сказать, их выбор в пользу талантливых исполнителей. Кроме того, надо чаще проводить конкурсы среди молодых вокалистов с приглашением в жюри настоящих профессионалов. Свежий тому пример – только что прошедший в Казани первый республиканский конкурс имени Хайдара Бигичева. На очереди – конкурс “Татар моны”, который мы проводим совместно с исполкомом Всемирного конгресса татар и Театром песни Салавата. Цель таких конкурсов – найти, выявить и поддержать настоящие таланты. Это в полном смысле слова творческие состязания, участники которых, пройдя жесткий отбор, набираются профессионального, сценического опыта. И, считаю, чем больше будет таких конкурсов, тем лучше.
– Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна, я живу в Казани и вот на что хочу обратить ваше внимание. В нашем городе практически не осталось общедоступных библиотек. А те, что есть, не имеют возможности выписывать даже журналы, не говоря уже о приобретении новых книг писателей, которые определяют сегодня лицо российской литературы. Да и классику иной раз хотелось бы перечитать… Но эти книги в таком состоянии, что их в руки не хочется брать. Конечно, мне могут возразить, что сегодня любой текст можно найти в Интернете …
– Нет, Марина Викторовна, я так возражать не буду.
-…Но, согласитесь, что Интернет – это больше для молодежи. А мы, люди постарше, в свое время приобщились к чтению именно через библиотеки. Слышала, что скоро в Казани состоится что-то вроде съезда библиотекарей. Будут ли там подниматься эти проблемы?
– Да, в ноябре мы проведем Форум библиотечных идей, в том числе и для того, чтобы обратить внимание и специалистов, и широкой общественности на проблемы библиотечного обслуживания населения.
Вы правы, в последние годы так складывалась ситуация, что библиотеки не имели возможности для серьезного пополнения своих фондов. Их ветхость составляет от 40 до 80 процентов. Хотя как такового перерыва не было, новые книги поступали в библиотеки регулярно и централизованно. Одно время особенно остро ощущалась нехватка национальной литературы, зато теперь до наших библиотек доходит практически вся продукция Татарского книжного издательства, включая собрания сочинений татарских классиков. И все равно этого недостаточно. Причем наиболее “ветхими” оказались именно казанские городские библиотеки. Но с другой стороны, именно в Казани находятся самые крупные книгохранилища – Национальная библиотека, Республиканская юношеская, много вузовских библиотек, услугами которых в конечном итоге пользуются большинство казанцев.
Ежегодно библиотечный фонд республики в среднем обновляется на 28-30 миллионов рублей. Далеко не в каждом регионе это могут себе позволить. Кроме того, нынче из республиканского бюджета на эти цели мы получили дополнительно 20 миллионов рублей. Наконец, в этом году впервые за много лет на пополнение библиотечных фондов направлены средства из федерального бюджета, пусть пока и немного – восемь миллионов рублей. Продолжается также интернетизация библиотек. Например, в Нижнекамске скоро откроют электронный читальный зал, который пока не имеет аналогов в республике.
В настоящее время библиотечное обслуживание перешло в ведение муниципалитетов, и, честно скажу, меня это радует, потому что библиотеки накопили столько проблем, что решать их надо сообща. Мы и с нашим Президентом недавно разговаривали на эту тему. Ведь сейчас издается столько интересной литературы – художественной, правовой, познавательной, и, чтобы она доходила до наших библиотек, требуется внести поправки в законодательство. И уже в ноябре вопрос о развитии библиотечной сети республики будет заслушан на заседании нашего Правительства.
– Так вы думаете, мы сможем вернуть нашу молодежь в библиотеки? Ведь мы всегда были самой читающей страной и так гордились этим…
– По моей информации и, в частности, по данным Республиканской юношеской библиотеки, молодежь оттуда и не уходила. Действительно, статус самой читающей страны – один из самых престижных, поэтому нам его никак нельзя терять.
А в завершение “прямой связи” разговор опять зашел о том, как в Татарстане обстоит дело с сохранением культурного и исторического наследия. Отвечая на эти вопросы, вице-премьер напомнила, что в нашей республике принята целевая комплексная программа “Мирас – Наследие”, для реализации которой уже выделены первые 100 миллионов рублей.
– Часть этих средств пойдет на реконструкцию усадьбы Льва Толстого в Казани, – сообщила она. – Продолжатся работы в Старо-Татарской слободе в районе мечети Марджани, а также по восстановлению ряда других культовых сооружений – мечетей и церквей. Кроме того, начнется реконструкция Московской улицы, и в том числе будет восстанавливаться дом Карла Фукса, вокруг которого в свое время тоже было немало шума. Сейчас оформляются необходимые документы для передачи этого здания одному из московских банков. Еще один проект – реконструкция музея Бориса Пастернака в Чистополе – будет финансироваться Счетной палатой РФ. Мне приятно отметить заинтересованное отношение к этому ее председателя Сергея Степашина. Со временем в Чистополе появился целый мемориальный комплекс, отражающий пребывание в этом городе советских писателей в годы Великой Отечественной войны.
– По количеству памятников Казань и республику в целом можно сравнить с Москвой и Санкт-Петербургом, – отметила Зиля Валеева. – Объем работы колоссальный, поэтому трудно рассчитывать только на средства республиканского бюджета. Мы надеемся, что в реставрации наиболее значимых и затратных объектов нам также помогут крупные промышленные предприятия республики, в частности те из них, что не остались в стороне в период подготовки к тысячелетию Казани. Это – “Татнефть”, “Нижнекамскнефтехим”, вертолетное объединение… Кроме того, часть объектов мы выставляем на конкурс, чтобы осуществить восстановительные работы в рамках инвестиционных проектов. Конечно, хочется сделать все и сразу, но в реальной жизни на все требуется и время, и средства. Мы будем продолжать работать, искать резервы, новые возможности как для сохранения нашего наследия, так и для развития культурного потенциала республики.