Каннский фестиваль. Репетиция

Как мы уже сообщали, с 23 по 28 августа в городе Канны (Франция) состоялся XI фестиваль российского искусства, в котором приняла участие татарстанская делегация.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА




Как мы уже сообщали, с 23 по 28 августа в городе Канны (Франция) состоялся XI фестиваль российского искусства, в котором приняла участие татарстанская делегация. В ее составе на Каннском фестивале побывал и наш корреспондент, чей рассказ об этом ярком культурном событии мы предлагаем сегодня.

О счастливом билете и счастливых числах

Оказаться на Лазурном Берегу в самом начале бархатного сезона – само по себе редкая удача. Во всяком случае для нас, казан-ских журналистов, составлявших ровно половину татарстанской делегации в Каннах, это уж точно равноценно счастливому лотерейному билету. Впрочем, все члены нашего небольшого десанта на Лазурный Берег во главе с первым заместителем министра культуры РТ Айдаром Гайнутдиновым если и питали надежду понежиться часок-другой под ласковым каннским солнцем на одном из роскошных песчаных пляжей, тянущихся вдоль знаменитого бульвара Круазетт, то мечта эта была очень робкой… Мы приехали всего на три дня, а программа фестиваля была очень насыщенной и интересной, и все хотелось увидеть собственными глазами. Причем не глазами уличных зевак, а с дальним прицелом – набраться впечатлений и кое-какого опыта, примериться к фестивальным площадкам, присмотреться к французской публике. Ведь в будущем, 2009 году именно Татарстан будет представлять российское искусство на Каннском фестивале. А потому, помимо всего прочего, на нас была возложена почетная миссия принять эстафету фестиваля у Калининградской области, ставшей нынче одиннадцатым по счету российским регионом – участником “русских сезонов” в Каннах. Таким образом, наше счастливое число – двенадцать…

Свежий ветер с востока

“Родина Мольера и Дюма, Бальзака и Анатоля Франса, Сезанна и Матисса, Эдит Пиаф и Жака Бреля всегда манила россиян своей открытостью, неповторимой атмосферой, создающей ощущение праздника, способностью будить творческую фантазию и вдохновлять. Для многих русских писателей, художников, музыкантов, а позднее – кинематографистов центром притяжения был и остается юг Франции – Ницца, Биарриц и, конечно же, Канны. Здесь работали известные русские архитекторы Андрей Свечин и Георгий Диканский, писал свои исторические романы Марк Алданов, творили художники Георгий Лукомский и Федор Малявин, бывали Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов, здесь прошли последние годы жизни всемирно известного русского ювелира Карла Фаберже…”  Это я процитировала министра культуры России Александра Авдеева, направившего свое приветствие участникам и гостям XI фестиваля российского искусства в Каннах.

В свою очередь хотелось бы напомнить и о том, что в 1958 году впервые “Пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля получил советский фильм “Летят журавли” Михаила Калатозова. А актриса Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, удостоилась чести оставить отпечаток своей руки на Аллее звезд. Кстати сказать, сама Аллея особого впечатления не производит. Это обычные плитки, истертые подошвами сотен тысяч туристов, прогуливающихся по Круазетт. Куда больше нас поразило то, что буквально в нескольких метрах от Каннского Дворца фестивалей, где располагается и офис дирекции международных программ Российского Фонда культуры, начинается пляж, причем не какой-нибудь там элитный, предназначенный исключительно для кинозвезд, – нет, для самой обычной, незвездной публики. И мы, разумеется, не преминули этим воспользоваться…

С тех пор как в столице Татарстана стал проходить фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”, Казань сначала вроде бы в шутку и только в кулуарах, а затем и на официальных церемониях кинофорума стали называть “восточными Каннами”. Помнится, многим эта аналогия со знаменитым Каннским кинофестивалем показалась слишком смелой. Но, во-первых, в Каннах проводится много фестивалей, которые плавно перетекают один в другой, часто без перерыва, формируя совершенно особую, всегда празднично приподнятую атмосферу этого уютного курортного городка, чем-то напоминающего нашу Ялту, разумеется, в лучшие для нее времена. А во-вторых, то ли шутка оказалась удачной, то ли наши мысли и впрямь материальны, но уже сегодня в Каннах до вашего слуха могут долететь слова “Татарстан”, “Казань”, произносимые с характерным французским прононсом. В местном лексиконе они появились с легкой руки мэра города Бернара Брошана, который, по традиции, в последний день фестиваля представил французской публике следующих гостей Лазурного Берега из России.

Признаюсь, короткая речь мсье Брошана приятно удивила нас не только своей эмоциональностью, но и осведомленностью мэра, упомянувшего и Казанский Кремль, и старейший в России университет… Отметив, что “свежий ветер с Востока оживит наши фестивальные ночи”, он пригласил всех жителей Канн и гостей Лазурного Берега на следующий, XII фестиваль российского искусства, чтобы приобщиться к “самобытной татарской культуре”.

А первым жителем Канн, примерившим на себя татарскую тюбетейку, стал глава дирекции каннских фестивалей Бернар Оэкс, который, как правило, лично участвует в отборе российских творческих коллективов для фестивальных программ и известен своей исключительной требовательностью. Скорее всего, Бернар Оэкс приедет и в Казань. По нашим сведениям, ближайший визит организаторов Каннского фестиваля в нашу республику планируется уже в январе.

“Русские сезоны” на Лазурном Берегу

Фестиваль российского искусства, который проводится в Каннах с 1998 года по инициативе Министерства культуры России, Российского Фонда культуры и муниципалитета города Канны, каждый раз выливается в масштабную презентацию творческого потенциала одного из российских регионов. Программы форума отражают всe многообразие видов и жанров искусства. Это – балет и кино, симфоническая музыка и фольклор, изобразительное искусство и высокая мода.

На сцене Каннского Дворца фестивалей с огромным успехом проходили выступления Русского народного хора им. Пятницкого, Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, Красноярского ансамбля танца Сибири и Кубанского казачьего хора. А нынче настоящим подарком для каннской публики стало знакомство с Ансамблем песни и пляски Балтийского флота.

Ежегодно один из дней фестиваля в Каннах – cтoлице мирового кино – посвящается российскому кинематографу. Свои фильмы здесь представляли Никита Михалков, Глеб Панфилов, Владимир Наумов, Кира Муратова, Александр Сокуров, Алексей Учитель, Александр Рогожкин, Павел Лунгин. Состоялись кинопремьеры и в этом году. Поклонники российского кино в Каннах увидели новый фильм Станислава Говорухина “Артистка” с Евгенией Добровольской в главной роли, картину Владимира Хотиненко “1612”, а также фантастический боевик “Параграф 78” – дебют в кино молодого режиссера Михаила Хлебородова.

В последние годы сложилась традиция – в выставочной части программы фестиваля представлять народные промыслы различных регионов России. Подлинным украшением стали выставки “Русский Север. Земля Вологодская”, “Тула – земля мастеров”, “Наш Дагестан”, “Новгородская слобода”. А “гвоздем” нынешней программы стала выставка “Янтарный берег”, на которой были представлены работы калининградских мастеров декоративно-прикладного искусства и уникальные экспонаты из коллекции Музея янтаря.

24 августа – день освобождения Канн от фашистских оккупантов и коллаборационистов. Каждый год по случаю этой памятной даты фестиваль российского искусства приглашает гостей на театрализованную программу “Русская ночь”. Это великолепное шоу с участием прославленных коллективов, музыкантов и стилистов. А главным событием “Русской ночи” в последние годы стало вручение деятелям французской культуры почетного знака “За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией”. В числе награжденных – писатель Морис Дрюон, кутюрье Пьер Карден, композитор Мишель Легран. В этом году почетный знак в виде арфы, автором которого является Зураб Церетели, был вручен Марине Влади – замечательной французской киноактрисе, широко известной и любимой в России. По нашей информации, среди претендентов на получение этой награды в следующем году – певица Мирей Матье и актриса Катрин Денев. Безусловно, они обе достойны этого почетного знака, но окончательный выбор, по словам устроителей фестиваля, остается за Татарстаном.

Нельзя не упомянуть еще об одном ярком событии нынешнего Каннского фестиваля – это премьерный показ балета “Чайка” в постановке Бориса Эйфмана. Честно говоря, мы по-хорошему позавидовали каннской публике, которая имеет возможность почти ежегодно в рамках фестиваля российского искусства знакомиться с новыми творческими работами этого выдающегося российского хореографа. Пользуясь случаем, мы пригласили Бориса Яковлевича на следующий Каннский фестиваль, где тон будет задавать Татарстан, а также выразили пожелание почаще видеть его уникальную труппу в Казани. “Отчего же не приехать, – сказал Борис Эйфман. – Тем более что среди моих артистов немало казанских танцовщиков”. А еще он просил передать привет художественному руководителю Казан-ского хореографического училища и своей сокурснице по Ленинградской консерватории Нинель Даутовне Юлтыевой…

Культура приходит первой

Чем удивлять будем в Каннах? Если нам еще только предстоит ответить на этот вопрос, то калининградцы, надо отдать им должное, вышли из положения просто и эффектно, направив к Лазурному Берегу легендарный парусник “Крузенштерн”. Изящный силуэт четырехмачтовоro барка, ставшего на рейд прямо напротив Дворца фестивалей, поистине завораживал, от него трудно было отвести взгляд. Лучшей “визитной карточки” просто не придумаешь.

Почти девять месяцев в году “Крузенштерн” бороздит моря и океаны. Здесь проходят морскую практику курсанты Балтийской государственной академии и морских колледжей рыболовной отрасли России. За последнее десятилетие барк “Крузенштерн” совершил два кругосветных плавания, после чего приобрел поистине мировую известность. Его фотографии обошли ведущие печатные издания во всем мире, во многих странах выпущены монеты и почтовые марки с его изображением.

На борту “Крузенштерна” состоялось и самое волнующее, по крайней мере для нас, событие нынешнего форума – передача Татарстану эстафеты Каннского фестиваля. С российской стороны на церемонии в качестве почетных гостей присутствовали Временный поверенный в делах России во Франции Михаил Яковлев, советник Президента Российской Федерации Юрий Лаптев, президент фонда “Русский силуэт” и супруга президента Российского Фонда культуры Татьяна Михалкова, кинорежиссер Владимир Хотиненко, хореограф Борис Эйфман и другие.

Вручая Айдару Гайнутдинову символический ключ, изготовленный, естественно, из янтаря, губернатор Калининградской области Георгий Боос в качестве напутствия вспомнил старый анекдот и посоветовал татарстанцам “не жалеть заварки”, то бишь денег. Дескать, Каннский фестиваль – очень дорогостоящий проект, но он того стоит.

Тот же Георгий Валентинович на своей заключительной пресс-конференции неоднократно возвращался к той мысли, что никакое международное сотрудничество не может быть полноценным без культурных связей. Культура приходит первой и помогает формировать язык общения, в том числе язык делового общения. По словам губернатора, в Каннах у него состоялся ряд деловых встреч, по итогам которых уже в ближайшее время некоторые потенциальные инвесторы намерены посетить Калининградскую область.

Разумеется, каждый российский регион, представленный в Каннах, исходит из собственных возможностей, в том числе финан-совых. Ведь смысл вовсе не в том, чтобы переплюнуть своих предшественников, а в том, чтобы представить все многообразие и богатство культуры и национальных традиций, причем представить на высочайшем художественном уровне. А потому, каким бы ни был бюджет фестиваля, подготовку к нему надо начинать уже сегодня. Вернее, вчера…

– Все эти одиннадцать лет нашим главным желанием было показать все самое лучшее, самое яркое, самое интересное, чем богата многонациональная культура России, – сказала генеральный продюсер фестиваля, вице-президент Российского Фонда культуры Татьяна Шумова. – Трудно поверить, что фестиваль, превратившийся сегодня в грандиозный форум и одно из самых заметных событий культурной жизни Франции, начинался в далеком 1998 году со скромных камерных концертов в одном из каннских отелей. Теперь фестиваль российского искусства собирает многотысячную аудиторию, и сам мэр города настаивает на том, чтобы он стал таким же традиционным, как и знаменитый Каннский кинофестиваль.

По словам Татьяны Шумовой, у Татарстана есть все для того, чтобы очень достойно быть представленным в Каннах. Это и самобытная культура, и высокопрофессиональные коллективы, и, что самое важное, понимание руководством республики на уровне Президента Татарстана важности и необходимости расширения международных культурных связей.

– У вас есть совершенно потрясающий коллектив – Госансамбль песни и танца, – отметила она. – Когда мы были в Казани, то сразу сказали: это надо показывать в первую очередь. Как и национальный балет “Шурале”. Это нечто необыкновенное. А какие у вас прекрасные изделия из кожи! Французы обязательно должны их увидеть…

А мы в свою очередь уже прикинули, что вполне реально на площади перед Дворцом фестивалей провести мини-Сабантуй с традиционными народными играми и шуточными состязаниями. Думается, ничего подобного французская публика еще не видела. Жаль только, посетовал замминистра культуры, что от конных скачек скорее всего придется отказаться. Увы, поблизости нет даже маленького ипподрома. Хотя… В Калининграде ведь тоже поначалу сомневались, что удастся воплотить идею с заходом “Крузенштерна” в акваторию Канн. А ведь получилось!

* * *

Конечно же, нам было жаль расставаться с морем, фестивальной круговертью и Каннами – городом, олицетворяющим европейскую фешенебельность и вместе с тем лишенным какой бы то ни было чопорности, звездной болезни, солнечным в прямом и переносном смысле или, как сейчас говорят, позитивным… Признаться, здесь мы невольно подзабыли, как неспокойно сейчас в нашем мире. Лишь на обратном пути, в самолете, развернув свежие российские газеты, мы узнали о резких высказываниях Николя Саркози в адрес России, вплоть до намерения свернуть совместные культурные проекты. И это прозвучало таким диссонансом всему тому, что мы увидели и прочувствовали в Каннах. Во всяком случае, за все время нашего пребывания во Франции мы не услышали даже намека на то, что XII фестиваль российского искусства в Каннах может и не состояться. Наоборот, мы покидали Лазурный Берег с твердой уверенностью, что нас там ждут ровно через год.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще