В Набережных Челнах подведены итоги второго конкурса “Челнинский сувенир”, организованного Камским институтом искусств и дизайна (КИИиД) и городской картинной галереей при финансовой поддержке муниципальных властей.
Если в прошлом году на конкурс, цель которого – создание стильной сувенирной продукции, отражающей дух города, его историю и современность, представили свои работы около ста человек, то в этот раз было подано свыше 140 заявок. Изменился и качественный состав участников. Год назад среди них преобладали ремесленники-любители, сейчас к конкурсу подключились профессиональные художники, дизайнеры. Свои силы в “придумывании” сувениров пробуют и совсем маленькие – ученики детской студии “Арт-график”.
Возраст участников конкурса от 3 до 87 лет. При осмотре выставки их работ, развернутой в большом зале картинной галереи, мэр города Ильдар Халиков, поравнявшись со столиком, за которым педагог и студентка КИИиДа расписывали тарелки, оставил свой автограф на фаянсе. Нельзя не заразиться энергией любви к городу участников конкурса, заметил он, выступая на церемонии награждения авторов лучших работ.
Победителя в каждой из шести номинаций ждал челнинский “Оскар” – “Ладья”, один из символов города, и денежная премия – 5000 рублей. Для самых маленьких художников был приготовлен специальный приз.
Не удержусь от критического замечания: номинаций могло быть и меньше. К примеру, какое отношение к сувенирам имеют “малые архитектурные формы и элементы благоустройства города”? Если верить толковому словарю, сувенир – это “небольшой памятный подарок или художественное изделие, олицетворяющее память о каком-либо месте, событии”. Остановочный автобусный павильон на пересечении проспектов Вахитова и Московского, проект которого занял первое место в упомянутой выше номинации, при всем желании в карман не положишь и на письменный стол не поставишь.
Не сомневаюсь, организаторами конкурса двигали лучшие побуждения, стремление привлечь внимание специалистов и общественности к городскому дизайну, у которого тоже должен быть фирменный стиль. Но зачем смешивать жанры: городской дизайн – это слишком серьезно, он достоин отдельного конкурса. Как не менее серьезное дело – производство сувениров, которые должны не просто отвечать хорошему вкусу, представлениям о Челнах как городе европейского формата, но и быть технологичными, а потому относительно дешевыми.
В кулуарах выставки коллеги вспомнили: ни одна “плодотворная дебютная идея”, отмеченная жюри прошлогоднего конкурса, так и не была реализована в условиях серийного производства. Сколько можно восторгаться собственной креативностью, как бы не замечая, что в повседневной жизни нас окружают в основном безделушки китайского производства?
Впрочем, в выступлениях членов жюри конкурса кроме комплиментов челнинским талантам содержалась и объективная оценка нынешней ситуации. Создание оригинальной сувенирной продукции – длительный процесс, в год-два он не уложится. А конкурсы помогают накапливать “критическую массу” творческих идей и предложений. Когда она достигнет необходимого уровня, начнется цепная реакция, которая приведет к взрыву, в данном случае – рождению набора сувениров, ассоциирующихся с автоградом. И только с ним.