Каждый год в первые выходные июля у Мастрюковских озер, что близ Самары, вырастает огромный палаточный городок, в который съезжаются люди со всех концов страны и даже мира. Приезжают затем, чтобы встретиться со старыми друзьями, послушать песни и самим попеть у костров, подышать неповторимым воздухом Грушинского фестиваля и получить заряд энергии, которой хватит до следующего года…
Фестивальная поляна встретила нас разношерстным туристским братством, запахами готовящейся еды и звуками гитары. Многотысячное «воинство» жило по своим, только ему ведомым законам. Городок поделился на улицы и даже районы.
Поддерживая формат неофициального мероприятия, каждый лагерь старался выделиться — смешными надписями, плакатами, флагами. Заметили мы и стоянку наших земляков — бардов из Нижнекамска. Прогуливаясь по фестивальному городку, можно было не только послушать песни, приобрести массу интересных вещиц, но и бесплатно сделать татуировку, отведать туристской каши и познакомиться с позитивными людьми. Так, например, на одной из стоянок ребята-художники занимались боди-артом, рисуя на лицах и других частях тела желающих языческие символы, в другом месте плели расточки (косички из ниток в волосах). Тут же расположились лагеря политических партий (куда же без них!), фирм, СМИ, турклубов и творческих объединений.
В этом лоскутном государстве самих бардов было процентов 20, не больше, а ведь они-то и есть сердце «Груши». Нынче для них сделали аж пять эстрад, различных по стилю и тематике. На первой эстраде играли бардовскую классику, туристские и патриотические песни. Работал проект «Часовые пояса», где состязались исполнители из разных городов. Вторая — «Эстрада фестивалей» — порадовала слушателей ретро-песнями мэтров бардовского движения. Третья, под названием «Гостиный двор», объединила поющих лауреатов и гостей фестиваля. Четвертую эстраду представляли молодежные проекты «2 канал» и «Азия +» (камерная песня). Поэтам подарили пятую эстраду.
Но даже такого разнообразия не хватило, и на Грушинском родились еще и неофициальные площадки: «Летучий голландец», «Кольский бугорок», «Междуречье», «Пеньки». Детишкам тоже нашлось место — для них организовали специальную площадку «Балалайка», а также детские конкурсы и программы.
Кроме песенного направления, активно действовало и туристско-спортивное. На футбольном поле фестивальной поляны состоялся уже традиционный матч «сборная Самары — сборная Мира», рядом играли в волейбол и баскетбол, занимались скалолазанием, армрестлингом и метанием ножей. Молодежь с удовольствием участвовала в легкоатлетическом кроссе, соревновалась в технике водного туризма, спортивных походов. Проходили также конкурсы фотографий, стенгазет и видеофильмов. Новинкой для фестиваля стал конкурс туристической кулинарии, который вел с присущим ему одесским юмором Борис Бурда — известный автор, кулинар и игрок «Что? Где? Когда?». В общем, было сделано все, чтобы многочисленным участникам и гостям 35-й Всероссийский фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина запомнился как праздник песни и общения и вместе с тем стал площадкой обмена опытом и установления творческих и деловых контактов, изучения новых тенденций и формирования стратегии развития бардовской песни.
Кстати, попасть на Грушинский фестиваль в качестве участника не так-то легко. С прошлой осени и по весну шел отборочный тур, на котором надо было победить. А конкурсантов нынче оценивало аж три жюри — Рабочее, Совет Старейшин и «Жюри 21-го века», состоящее из лауреатов прошлого, 34-го Грушинского фестиваля. Оценивался художественный уровень стихов, музыки, исполнительского мастерства. Естественно, никакой фонограммы и электронной музыки, только живое исполнение.
Под вечер третьего дня фестивальная поляна превратилась в огромный человеческий муравейник, пропитанный ожиданием заключительного концерта на Гитаре. Именно здесь, на плавучей сцене в форме гитары, поются самые светлые фестивальные песни, зажигаются новые имена и вспоминаются старые. С минуты памяти начался и нынешний концерт. Перебраться на другой берег, на Гору, можно было на специальном паромчике. В ночи он светился огнями и перевез несколько тысяч человек. Но желающих оказалось значительно больше… Те, кто не смог попасть на Гору, устраивали маленькие концерты у своих или чужих костров. Можно было всю ночь ходить от одного к другому и везде быть обогретым. Те же, кому Гора улыбнулась, до утра слушали любимых авторов: Александра Дольского, Андрея Козловского, Веронику Долину, Вадима и Валерия Мищуков и многих-многих других…
Гора до рассвета гудела тысячами голосов, светилась сотнями фонарей, дышала и пела в такт любимым исполнителям. И вот кульминация — жюри, председателем которого в этом году был известный бард Александр Исаев, объявляет имена лауреатов. Нынче в их числе самарское трио — Е.Багаева, О.Русановская и Л. Хасанова, дуэт из Нижнего Новгорода — Ольга Ильина и Олег Новосельцев, ансамбль «Гармония» (г. Заводо-уковск), юные барды из КСП Нижнекамска (браво землякам!) и другие.
Судя по количеству и качеству песен, бардовское движение, несмотря ни на что, живет и развивается. Хотя не секрет, что в последние годы вокруг Грушинского фестиваля разгорелась настоящая война. Нетрудно догадаться, что яблоком раздора стали деньги. Организаторы не смогли поделить прибыльную фестивальную поляну, в итоге многие барды вообще перестали приезжать сюда, а сам фестиваль раскололся на старую и новую «Грушу». Новая проходит на Федоровских лугах, по слухам, в этом году ее посетил сам Евгений Евтушенко. На старой же «Груше» столь громких имен слышно не было. Разве что появление космонавта Георгия Гречко, заявившего, что вряд ли бы он полетел в космос, если б не авторская песня, порадовало публику.
По словам организаторов фестиваля, в скором времени на поляне соорудят зимнюю эстраду, а дабы люди могли слушать песни и не мерзнуть, еще и домики. Кроме того, здесь появится ледовый дворец, а в лесу — лыжные трассы. Что ж, поживем-увидим, сможет ли простой человек попасть на зимнюю «Грушу» и во сколько это ему обойдется.
Как бы то ни было, организация нынешнего фестиваля, несмотря на отдельные промахи, была на высоте, есть чему поучиться нашему Айшинскому фестивалю бардовской песни. Например, санитарно-гигиенические нормы были соблюдены безупречно: биотуалеты, аккуратные умывальники, оборудованы места, где можно было набрать питьевую воду. Лесники завезли относительно недорогие дрова, в наличии были и колышки для палаток. Слаженно и спокойно работали милиция и медпункт, благо, туда обращались нечасто. На территории была предусмотрена автостоянка, на пляже дежурили спасатели, любой желающий мог получить карту фестиваля, дабы лучше ориентироваться на местности. Как никогда слаженно работал пресс-центр. Но, пожалуй, изюминкой фестиваля стал гигантский знак из живых цветов на Горе, изображающий гитару с символикой 35-го Грушинского фестиваля.
— Организация фестиваля мне понравилась, поэтому я и согласился принять в нем участие, — сказал известный бард Александр Дольский. — Появляется ли что-то новое? Мы, старое поколение бардов, всегда пели бесплатно, нам просто в голову не могло прийти брать за это деньги. Сейчас же поэтов-бессребреников очень мало. Имена-то есть, но не те. Хотя сегодня фестиваль повернулся лицом к людям, и потому появилась надежда.
Конечно, у всего есть и обратная сторона. Это и тотальная коммерциализация фестиваля, и засилье рекламы, огромное торговое пространство и, как следствие, присутствие людей, имеющих отдаленное отношение к бардовской песне. Но это атрибуты любого масштабного действа. Согласитесь, было бы гораздо хуже, если бы фестиваль, находившийся на грани умирания, зачах окончательно. Грушинский можно любить или не любить, но бесспорно одно — это уникальное явление российской культуры.
Эльвира КИВЕЛЬ,
Роман ЖУЧКОВ (фото)