«Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому поклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно ВСЕ ВМЕСТЕ. Вот эта потребность ОБЩНОСТИ преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков», — это слова, сказанные Федором Достоевским устами Великого Инквизитора в конце позапрошлого столетия. Мы знаем, что именно «потребность общности» породила такую страшную трагедию XX века, как фашизм. И вот сегодня неонацисты снова поднимают головы, устраивают марши и демонстрации…
В Казани об этом, пожалуй, впервые заговорили публично как о серьезной проблеме создатели спектакля «Волна» по одноименному роману Мортона Руэ, премьера которого состоялась недавно в Учебном театре.
На сцене — труппа молодежного театра «Alofa» при Казанской еврейской общине. Постановка, как и роман, базируется на реальных событиях, произошедших в одной из американских школ. Талантливый и очень импульсивный учитель истории Бен Росс показывает классу документальный фильм о нацистских лагерях смерти. Школьники потрясены, не верят, что люди могут быть такими жестокими, говорят, что с ними такое не могло бы произойти. После дискуссии учитель решается на эксперимент, чтобы проверить, легко ли манипулировать свободолюбивыми подростками.
Эмоциональная, громкая и резкая речь, не терпящая возражений, как бы гипнотизирующая, — это первый инструмент, с помощью которого учитель заставляет учеников любую реплику начинать с быстрого вскакивания со стула и четкого обращения «мистер Росс». И надо сказать, что школьникам нравятся жесткие нововведения, нравится ощущать себя единым слаженным механизмом, который они теперь составляют, потому что в одиночку каждый мучим своей свободой.
Свою команду они назвали «Волна», учитель придумал и общее приветствие в виде рисования правой рукой прямого угла в воздухе и скандирования: «Сила через дисциплину! Сила через единство! Сила через поступки!» Надо отдать должное постановщикам спектакля — легко угадать в расположении учеников в классе военный клин, а в современных ритмичных танцах — аналогию с военными маршами. Общую картину довершают раздача карточек с символикой организации — синяя волна в красном круге, приказание шпионить друг за другом и пополнять ряды «Волны» новыми подростками. Школьники фанатично, доходя до драк, отстаивают идеологию своей организации в глазах сверстников…
Учитель внезапно обрывает эксперимент и, проводя историческую параллель, говорит обескураженным ученикам: «Фашизм — это не что-то, связанное с другими людьми. Фашизм — здесь, рядом с нами и в каждом из нас».
Высокие требования к художественному качеству постановки, к актерской игре в данном случае, на мой взгляд, второстепенны. В спектакле превалируют искренность, желание поделиться тем, что взволновало самих молодых исполнителей и потребовало от них ответного душевного и творческого усилия.
После спектакля состоялось обсуждение, участники которого сошлись на том, что постановку должны увидеть как можно больше молодых зрителей.
Наталия ФЕДОРОВА.