Наследие старины глубокой

Более 300 исполнителей фольклора собрались недавно на республиканский праздник марийской народной культуры «Семык» в селе Чупаево Мензелинского района.

Более 300 исполнителей фольклора собрались недавно на республиканский праздник марийской народной культуры «Семык» в селе Чупаево Мензелинского района. Среди них были фольклорные ансамбли из Арского, Актанышского, Агрызского, Мамадышского, Кукморского, Менделеевского, Муслюмовского, Мензелинского, Тукаевского районов.

Утренняя роса на цветах

Фольклорная культура, как утренняя роса на полевых цветах, придает народному искусству чистоту и прозрачность. В сохранении фольклора и исторических традиций марийского народа в их первозданном виде видит свою задачу отдел традиционных культур народов Татарстана Республиканского научно-методического центра Министерства культуры во главе с Галиябану Осиповой. А помогают в этом энтузиасты, влюбленные в фольклор. Это, к примеру, семья Ямбулатовых из села Починок Кучук Кукморского района. Древние танцы и обряды своего села показал на празднике популярный ансамбль «Кна вел» под руководством Леонида Искакова. Ансамбль знакомил с культурой марийского народа зрителей Эстонии, Финляндии, Венгрии, куда выезжал на гастроли.

Республиканский праздник марийской народной культуры прошел в одиннадцатый раз. Открыл «Семык-2008» марийский языческий жрец Индус Минлигараев из села Мари-Буляр Муслюмовского района. Выйдя на середину поляны, он степенно сотворил языческую молитву, освятив при этом снедь марийской национальной кухни, которой предстояло угощать гостей праздника. А Валерий Ахметзянов из села Мари-Суксы Актанышского района так ярко и задушевно исполнил протяжную старинную марийскую песню, что торжественность атмосферы ощущалась всеми собравшимися, которые внимали песне с благоговейным молчанием.

Вот в центр поляны глава села Ильнеть Менделеевского района Геннадий Мальгин выводит детский фольклорный коллектив «Шушпык», в котором и внуки Мальгиных — многочисленного старинного марийского рода, где испокон веку пели старинные песни. Сестра Геннадия Елена Иванова помогала ему в создании ансамбля, сама пошила детям национальные костюмы.

Льются песни, одна самобытнее другой. А на другом краю поляны идет конкурс «Марийская красавица». Призерами его единодушно признаются Ксения Шангарева из села Мари-Суксы Актанышского района, Лиана Адылова из села Чупаево Мензелинского района и Марина Сахарова из деревни Мари-Буляр Муслюмовского района. А лучшими исполнительницами марийских частушек стали Алина Михайлова, Ирина Иштуганова и Раиса Бушуева, а также фольклорный ансамбль «Курмызак олын» Кулегешского СДК Агрызского района.

Наяву, словно в сказке

Идет по деревне медведь в сопровождении мордвы. Костюмы свиты, особенно на мордов-ках, так красочны и пестры, словно пришли сохранившимися из ХIII века. И такая мощная песнь плывет над деревней Мордовская Кармалка Лениногорского района, что, кажется, трясутся верхушки старых кленов и людям слышится эхо древнего зова.

Это лишь маленький фрагмент традиционного праздника мордовской культуры «Балтай», прошедшего в республике вот уже в пятый раз. Нынче в нем приняли участие семь фольклорных коллективов.

— Гости, гости к нам дорогие, — приплясывая, веселая и озорная, будто и нет прожитых лет, Анна Мишкина с шутками-прибаутками усаживает приезжих за скатерть-самобранку, обносит чаркой с традиционным пуре. Многое она сделала для того, чтобы жил и продолжался «Балтай».

— С детства наша Анна такая — заводила и певунья, — представляет ее гостям глава Кармалинского сельского поселения Алексей Бабакаев. — Сама сочиняет, сама исполняет. Есть у нее песня и про наше село. Что же касается этого праздника, то наши предки жили среди дремучих лесов. Они передавали от поколения поколению рассказы о проделках лесной ведьмы Вирявы, о способности лесных духов погубить человека. Вот отсюда и пошел обычай задабривать лесного царя зверей Медведя. Местная легенда гласит, что в наших краях в конце позапрошлого века жил у родника старичок по имени Балтай. Много знал он поверий и обычаев. А родник тот и поныне зовем мы ключом дедушки Балтая, именем которого назван и фольклорный мордовский праздник. Он очень поэтичен, наш праздник, реальность в нем неотделима от сказки. Впрочем, в этом вы сами сможете убедиться…

Полтысячи человек съехались на нынешний «Балтай». Среди участников — фольклорные ансамбли из разных сел Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского районов. Объединившись в один большой хор, участники ансамблей и составили свиту сказочному медведю, сопровождая его по улицам Мордовской Кармалки. А деревня раскинулась живописно, привольно и прихотливо — через речку Кармалку, через овражки налево и направо. Так народ и шел прихотливым путем вслед за царем лесных обитателей.

А в конце праздника был хоровод на площади в центре деревни. Хоровод многоцветный, ритуальный. Что-то завораживающее и магическое было в нем. Идя по кругу, держа друг друга за руки, мы ощущали эту магическую силу, исцелявшую наши души дружелюбием, добротой и радостью.

Людмила СУХАНОВА

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще