Для чего “Дети рисуют сказки”?

Как мы уже сообщали, с 20 июня в центре детского творчества Государственного музея изобразительных искусств РТ работает выставка “Дети рисуют сказки”.

Как мы уже сообщали, с 20 июня в центре детского творчества Государственного музея изобразительных искусств РТ работает выставка “Дети рисуют сказки”. Авторы рисунков – воспитанники специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. На открытие выставки в музей приехали 95 воспитанников социальных приютов для детей и подростков из Казани и десяти районов Татарстана.

Просто дом, разводы травы, ма-аленькое дерево и – в совершенно белом окне – колобок желтым солнечным пятном…

Судьба этих детей не совсем обычна. У каждого из них уже есть свое собственное горе и боль. Как раз здесь творчество – это возможность “отпустить” старое и открыть что-то новое. Нарисовать сказку – значит выразить увиденное своими глазами добро, чудо и поверить в него. Крокодил Гена, Кот в сапогах, царевны и королевны… Однажды эти дети уже столкнулись с грубой взрослой реальностью, теперь им разрешают высказаться, повести карандаш по листу и следовать за ним… Но так ли разрешают? Не диктуем ли мы детям правила своей игры?

С самого рождения мы живем с мыслью, что только взрослый человек знает, что надо ребенку. Ведь сами дети не различают, что важно и что не важно. А значит, взрослые должны надзирать и направлять, исправлять и прививать.

Один год я вела детский кружок рисования. Причем так получилось, что на занятия приходили в основном дети из не самых благополучных семей. Те, что помладше, еще искренне слушающие свое сердце, рисовали всегда удивительно свободно: дверь и солнышко – это лето, большой глаз и цветок – это мама. А от ребят постарше часто можно было услышать: “Я не умею рисовать, покажите мне, как надо…” Неуверенность в себе, боязнь сказать свое, страх творчества…

Тогда что же такое – детская выставка? Честно говоря, у меня не было уверенности, что я смотрю рисунки, на которых именно детское восприятие сказки и мира. Настолько все работы приглажены, так аккуратно обведены все предметы и персонажи, так “беспросветно” гладко все разукрашено… Скорее, это взрослое видение того, как дети должны воспринимать сказку, “воспитательское” желание заштукатурить все живые недочеты и промахи маленьких творцов.

Конечно, на выставке встречаются и взъерошенные, “живые” работы, выставленные наряду с другими, видимо, по недосмотру или из-за яркости красок. На одной из них – репка, которая выше домов и солнца. Большая, яркая, солнечная – почему? Может быть, потому что в сказке о ней говорится больше всего?

Непосредственные детские рисунки все великие художники считали и считают шедеврами. У детей художники всегда учились чистоте и свежести восприятия. Да что там учились – учатся! Так, например, вспоминает казанский художник Владимир Гурьянов о времени, когда в его доме была детская художественная мастерская: “Живя в атмосфере творчества, дети царапали гвоздиками податливую глиняную поверхность печи, оставляя на ней “первобытные” пиктограммы, резали ножницами хрустящее тело бумаги, с удивлением обнаруживая запечатленный силуэт своей фантазии, и, не довольствуясь ограниченностью мазка кисти, энергично макали кисть руки в банку с краской и с непередаваемой радостью утверждали на полотне истинность нового бытия”.

Так неужели настоящая выставка детских рисунков может быть скучной и заранее вызывать снисходительные улыбки? Разве “иностранцы” – дети не имеют право изъясняться на своем языке? И это вопрос не только к воспитателям, но и к детской литературе, и к создателям современных мультфильмов…

Дети, конечно, были рады увидеть свои рисунки на выставке, прочитать свое имя рядом с красочным листком. Тем более что “Дети рисуют сказки” – это не просто выставка, это конкурс. Трое ребят, которые будут признаны победителями, поедут в Москву вместе с педагогами и увидят музеи столицы.

Все это замечательно, но я уверена, что подобные выставки необходимы и взрослым, чтобы они могли увидеть здесь не приглаженные, не срисованные из детских книжек, а настоящие детские рисунки. Это помогло бы нам, большим и умным, по-другому взглянуть на мир, на себя и на ребенка – с высоты цветка, из глубины ореховой скорлупки, на гребне чешуйчатых волн… И понять, что мы тоже ничего или мало знаем о жизни. А иначе – для чего дети рисуют сказки?

 

Наталия ФЕДОРОВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще