Горяч ли интерес к поэзии?

«Времена горячего интереса к поэзии прошли», — такими словами начал свое выступление московский поэт Олег Хлебников на Форуме поэтов, который прошел 10 июня в Казани, в музее А.

information_items_1347368981

«Времена горячего интереса к поэзии прошли», — такими словами начал свое выступление московский поэт Олег Хлебников на Форуме поэтов, который прошел 10 июня в Казани, в музее А.М.Горького. На вечере выступили также поэты Александр Кабанов (Киев), Михаил Гофайзен (Таллин) и Анна Саед-Шах (Москва). Событие из ряда тех, которые призваны прорвать предреченную в прошлом веке Мандельштамом «глухоту паучью», наладить прямую связь между писателем и читателем. Гостей в столицу Татарстана в очередной раз пригласил казанский поэт и бизнесмен Алексей Остудин.

Олег Хлебников — автор замечательных, глубоких стихов, но на вечере читал, на мой взгляд, не самые лучшие, из новой книги. В прочитанном попытка философски осмыслить свою жизнь вдруг сходит на хрип блатного шансонье. Как, например, в стихотворении, посвященном рок-музыканту Юрию Шевчуку:

Каждый, кто созерцает,

в безумии светел и прав…

Это право мужичье
 на краткое братство за пивом,
На рыбалку бесплодную

в омуте тихом красивом,

Ну и что, если грязном,

уважьте его, пацаны,

Не прива — не — тизируйте

эту свободу страны.

Не пускаясь в филологические разборы, так, словно я у этого автора ничего другого не читала, могу лишь сказать, что все услышанное было очень неубедительно и водянисто, не было того шрама, который зажил на горячей ране переживания словами, стихотворением. А иначе — зачем?

Разве это вам не чудо –
Молодость и старость?
Или:
Все-то блещет у него,
Как огни в воде.
И плохого ничего
В том, что быть беде.

Интересно, конечно, как обещание, как зачин, за которым последует живое переживание, но не как конец стиха. Ничего сущностно нового эти слова не открывают. Читатель может наполнить их любым содержанием, в зависимости от своего опыта, и это будет заслугой не автора, а читателя.

Но, если не быть чересчур требовательным, в стихах Олега Хлебникова чувствуешь серьезную, трудную ноту и все время ждешь, что начнется музыка. Наверное, старшему поколению такие стихи, в которых много житейской мудрости и размышлений о старости, будут близки, уверят и успокоят.

Олег Хлебников, кстати, когда-то помог напечататься в журнале «Крестьянка» тогда 35-летней Анне Саед-Шах. Это была ее первая публикация. Поэтесса много лет прожила в Непале, сейчас работает обозревателем «Новой газеты». Ее стихи содержат в себе эпатаж, который появляется за счет обнажения в стихах личных, даже интимных моментов собственной жизни.

А потом

стану внуку лишним ртом,

встречным ветром,
На пятницу,
ради любимой жены,

будут сниться внуку вещие сны

в белых тапочках:
спи, моя лапочка!
Или:

Если меня сровнять с землей,

слегка прикопать, 
присыпать песком,

а сверху еще помочиться обильно для лучшего роста,

мне будет, конечно, 

немножко обидно

взойти сорняком под твоими кроссовками фирмы

«Lacosta»…

Да ты и не мог поступить иначе,

ведь правда стал тесен

наш диван,

и нужно меня куда-то девать, кормить, одевать…

Вопрос в том, насколько уникальны подобные переживания вокруг иждивенчества в любви и родстве, и насколько это вообще переживания, а не просто констатация факта, который, в принципе, общеизвестен… Для утомленного семейными неурядицами человека услышать даже не проблему свою названной, а лишь ее неоформленное содержание зарифмованным — сомнительная необходимость. Но Анна Саед-Шах продолжает:

Ну что ты, пустяки! 

Я не переживаю.
Я просто вышиваю
по ветру языком.

Я с некоторых пор ранимой

не бываю…

И вот такое равнодушное обращение к спутнику жизни, одиноко, непонятно существующему возле: «…и ты со мной и кошкой, ну прямо как родной».

Удивительно похожие мотивы звучат в стихах Михаила Гофайзена:

Заныло сердце. 
Выпьем, неродная?

А хочешь, так соседей позовем.

Опять зима.
Мы выдюжим до мая

И нелюбовь свою переживем.

По словам этого автора, в его поэзии «ни эмоциональные реакции на сиюминутное, ни игра языковыми конструкциями, ни различные способы выражения социальной позиции не являются почвой». Его называют поэтом-философом. Философия его мне показалась холодной и одинокой. «Я мертв давно…„ — говорит Михаил Гофайзен. Или: „Что главное сегодня? Ни-че-го…„

И что же остается нам, желающим жить, но попавшим в „сети“ философских воззрений Михаила Гофайзена?

Подожди,
над планетой зависни.

Может, не было, милая, жизни.

На форуме в Казани Олег Хлебников оптимистично заметил, что российская культура литературоцентрична, а значит, в нашей стране возможно возобновление бурной словотворческой жизни. Но пока подобные мероприятия у нас нечасты. Вот и получается, что немногочисленные посетители таких вечеров, если говорить не о «своем круге“, а о людях «с улицы“, судят о современной поэзии только по тому, что видят и слышат. Они приходят даже не на имя — имена зачастую им ничего не говорят, приходят на явление «современная поэзия“.

Хотя, например, поэт Александр Кабанов в Казани не впервые. Он вообще очень известен — в большей степени благодаря публикациям в Сети. Его называют постмодернистом, играющим словами и смыслами. Он, автор строки «Мне снились скотобойни: младенцы на крюках…„, якобы таким образом выводит человека из уютного, безопасного мирка в широкое поле жизни. Выводить-то он куда-то и выводит, но не тем же ли самым занимаются фильмы ужасов? Насколько эти переживания реальны и глубоки?

У темноты –

черничный привкус мела,

У пустоты –

двуспальная кровать,

„Любовь“ –
мне это слово надоело,
Но сам процесс
прошу не прерывать.

Кстати, о любви… После поэтического вечера я спросила себя: много ли в услышанных мною стихах любви? Любви не в том понимании, которое холодно расписано в философском словаре, и не в том, которое опускает и опускает человека до животного, примитивного уровня. Такой «любви“ вокруг предостаточно. Я говорю о той любви, которая заставляет плакать и смеяться, замечать среди городского пейзажа живые деревья, слышать пение птиц сквозь шум и гул автомобилей, вспоминать детство, понимать родителей, смотреть на звездное или солнечное небо и думать, что такое Бог, долго и терпеливо узнавать человека, которого выбрал, и видеть в нем только лучшее и светлое — в общем, прозревать жизнь…

И еще один кроткий вопрос — может ли появиться горячий интерес к современной поэзии, если у самого поэта нет горячего интереса ни к человеку, ни к жизни, ни, что самое парадоксальное, к самой поэзии?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще