Что предлагают выставочные залы Казани в начале лета? Задавшись этим вопросом, я посетила те центры художественной жизни города, куда обыкновенный человек, желающий приобщиться к изобразительному искусству, пойдет в первую очередь.
До середины июня в Выставочном зале Союза художников работала выставка картин Евгении Мальцевой, молодой художницы из Ижевска. Модные серые, мрачноватые тона, черные и красные подтеки. Графика, вклинивающаяся в живопись, квадраты, жесткие линии, цифры. Обязательная фигура обнаженного человека, напряжение мускул, красивое тело, по-эстетски завязанное узлом. Картины, которые выражают социальный испуг. При взгляде на них возникает ощущение безысходности. Даже острая и тонкая сатира картины “Казанское сафари”, изображающей двух гламурных охотниц с острыми красными ноготками, или обращение к экзотическим, опять же в контексте моды, культурам Японии и Египта – общую тяжелую атмосферу выставки не изменяют. Безмятежно-красивая девушка в белой сорочке на фоне кроваво-красных подтеков и с бутылкой “Амаретто” – картина, вполне подходящая для обложки современного дамского детектива – оказалась автопортретом. Но если говорить о технике, то работы выполнены очень профессионально. И в целом можно согласиться со словами художника Анатолия Сысоева, оставленными в книге отзывов: “Художница явно талантлива, но… страдает детской болезнью “а-ля арт”. Не хватает ей свободы и искренности…”
Государственный музей изобразительных искусств предлагает широкий диапазон зримых образов, которые подвергать сомнению в силу их “процеженности” сквозь время не имеет смысла. Прекрасна одна из выставок постоянной экспозиции – “Женский образ в русской живописи XIX – начала XX веков”. Художниками, по большей части неизвестными, запечатлена настоящая женственность, заключенная в самой себе, глубоко сосредоточенная и полнокровная. Еще в начале XX века австрийский поэт Райнер Мария Рильке писал, отмечая перемены в женском самосознании: “Они (современные девушки. – Н.Ф.) уже готовы совсем отказаться от себя и уже почти думают о себе так, как о них, верно, говорят мужчины, когда их нет рядом. Так представляется им прогресс. Они убеждены в том, что погоня за удовольствиями, все более рьяная, и есть жизнь, если только глупейшим образом не упускать ее между пальцев. Они уже поглядывают по сторонам, уже ищут – они-то, чья сила всегда была в том, чтобы искали их”. Вот и получается, что выставка картин авторов конца XIX века поднимает самые насущные проблемы со дна нашего попривыкшего сознания – что такое женщина сегодня и вообще? Сможет ли нынче воздух так же истончиться, боясь ненароком поранить нежный овал женского лица, как это замечаешь на картинах позапрошлого столетия?
В Национальном музее РТ все лето будет работать выставка двух казанских авторов, Равиля Загидуллина и Рустема Хузина, “История глазами художников”. Доскональность историка, прорисовка мелких деталей в работах первого художника не покажется скучной человеку, желающему узнать о жизни своих предков. Переписчик книг, гунн, на улицах Казани, призыв князей, булгары на Волге, избрание хана – перечислять названия можно без кавычек, они так же самоценны, как и сами картины.
Работы Хузина живописны и почти не имеют прикладного значения. В них – желание взглянуть на родную историю не столько объективно, сколько из глубины своей тоски по прошлому. В современной Казани такой спокойный добрый дух неуловимо царит разве что в Старотатарской слободе, где-то возле медресе и магазинов мусульманской одежды.
В Музее А.М. Горького весь июнь будет работать замечательная выставка фотографий Сергея Матвеева “Колорит Индии”. Название очень точно характеризует содержание представленных работ. Старые и молодые загорелые лица, животные, живущие среди людей, метры яркой простой ткани и, конечно же, солнце, заливающее своим жарким желтым светом улицы и площади, дороги и дворы. Сочные цвета, готовые запылать и пряно запахнуть. Выставка нацелена на то, чтобы познакомить, приобщить к живому сопереживанию автора, побывавшего в солнечной стране, расширить наши горизонты. Поэтому работы априори красивы, сильны и сочны, чувствуется здоровое, жизнерадостное восприятие художника, и оно заразительно.
Индийский колорит своеобразно присутствует и на картинах заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Дмитрия Санджиева. Его выставка пробудет в НКЦ “Казань” до 20 июня. Режуще-яркие, сделанные смешанной техникой, картины-ковры, картины-гобелены, триптихи, носящие глубокомысленно- мистические названия: “Купание во времени”, “Контакт с параллельным миром”, “Взлеты и падения”, “Переход в другое измерение”, “Великое возмущение Белого Света в период ущемления жизненного пространства Богини Нут и созвездия юных плеяд”… Фаллические символы, символы материнства, фантастические образы, пульсирующие и облегающие друг друга в какой-то дикой пляске цвета…
Из-за четких цветовых контуров – иллюзия цифровой, но не объемной, а плоской орнаментальности, течения лавы по стене. Выставленные картины, на мой взгляд, интересны как личный взгляд художника, в своем понимании мира сочетающего элементы язычества, буддизма, христианства, ислама. Это похоже на попытку хоть как-то, если не фундаментально, обобщить современную действительность и себя в ней. Та глубина, на которую претендуют работы Санджиева, не может быть оспорена или доказана при помощи привычных мерок. Каждый чуткий человек определит это для себя сам.