Московский Малый и Казанский Большой: два века дружбы

С 12 по 19 июня в Казани, в помещении ТГАТ им.

С 12 по 19 июня в Казани, в помещении ТГАТ им. Г. Камала, пройдут гастроли Государственного академического Малого театра России под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Соломина. В гастрольном репертуаре – спектакли, пользующиеся наибольшей зрительской любовью: “Чайка”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Тайны мадридского двора”, “Свадьба, свадьба, свадьба!”.

Безусловно, это событие: в полном составе Малый театр приезжает в Казань впервые, хотя отдельные актеры и режиссеры бывали здесь неоднократно. Интересен этот приезд еще и тем, что Казанский Большой драматический театр имени В.И.Качалова часто сравнивали с Малым театром, их искусство многое объединяло.

Дружба этих театров началась более двух веков назад, когда в Казани еще не было Большого театра, а был Казан-ский городской, находившийся на перекрестке современных улиц К.Маркса и Театральной, а Малый в Москве именовался еще Петровским и тоже располагался в другом здании. В 1805 году по приглашению владельца казанского театра П.П.Есипова сюда приезжает знаменитый московский актер Петр Плавильщиков, играет здесь все самые известные свои роли, ставит собственные пьесы “Бобыль” и “Ермак” и не шедшую до того времени в Казани трагедию В.Озерова “Эдип в Афинах”. Игра его, по воспоминаниям Сергея Аксакова, учившегося в то время в только что основанном в Казани университете, “открыла новый мир в театральном искусстве”. В 1833 году в Казань на гастроли приезжает Павел Мочалов, игре которого Белинский в свое время посвятил несколько восторженных статей и знаменитую тираду: “Театр! Любите ли вы театр…“

В 1836 году Казань впервые посещает Михаил Щепкин, ставит здесь гоголевского “Ревизора”, и это, к слову, была первая в провинции постановка знаменитой комедии. Казань настолько пленила Щепкина своим радушием, что он приехал сюда вновь в 1838 году вместе с дочерью, а затем – в 1839 и 1841 годах. Щепкин сыграл здесь не только лучшие свои роли, но и те, которые по разным причинам не играл в Москве. Здесь же, в Казани, он заприметил славного паренька Прова Садовского, служившего в казанской труппе вместе с дядей.

В 1850-е годы казанскую труппу возглавляет Н.Милославский, на гастроли приезжают В.Живокини и Н.Рыбаков, дебютирует на казанской сцене Ф.Сахаров – актеры, деятельность которых связана была и с Малым театром.

Гастроли Мочалова, Щепкина, деятельность Милославского весьма благотворно отразились на мастерстве актеров казанской труппы, и уже в 1861 году Казань отправляет в Малый театр первых своих посланцев – сестер Стрелковых, Александру и Хитонию, прослуживших на столичной сцене до конца жизни.

Зенита своей славы казан-ский театр достигает в период антрепризы известного всей России П.М.Медведева. Годы его деятельности в Казани – с 1867 по 1888-й – ознаменовались постановками пьес А.Н.Островского, которые с тех пор составляли основу репертуара Казанского театра многие годы. Из 54 вошедших в собрание сочинений пьес драматурга в Казани было поставлено 47, многие пьесы ставились неоднократно: “Гроза” – 24 раза, “На всякого мудреца довольно простоты” – 15, “Бешеные деньги” – 13, “Без вины виноватые” – 18. Пьесы “Доходное место” и “Лес” Казань увидела на своей сцене даже раньше, чем Москва, – дружба Медведева с Островским позволяла ему получать пьесы непосредственно от автора. Так что казанский театр имел некоторые основания считаться вторым, после Малого, “Домом Островского”.

В годы антрепризы Медведева в казанской труппе работали и даже начинали многие актеры, составившие впоследствии славу Малого театра. Два сезона на сцене казанского театра играл А.П.Ленский, вызвав интерес у казанской публики, весьма, надо сказать, придирчивой и строгой. Ленский “явился артистом весьма талантливым, положительно способным и с умной, обдуманной игрой, артистом, который мог бы быть нелишним и для столичной сцены, – писала газета “Казанский биржевой листок” в 1871 году. – Несмотря на то, что г.Ленский – артист еще весьма молодой, он уже успел приобрести себе известность, и если он не будет бить на эффекты и пускаться в трагизм, что весьма нравится публике и потому всякий раз вызывает аплодисменты, а приложит к тому, что он имеет от природы, еще труд над собою, то его ожидает заметная будущность”.

В том же 1870 году первый раз вышел на сцену именно в Казани будущий известный артист Малого театра В.Макшеев, выбравший для своего сценического дебюта Ладышкина в водевиле “Жених из долгового отделения”, а в бенефис – Бальзаминова и Утешительного в гоголевских “Игроках”. В труппе Медведева работали также А.Рассказов, М.Решимов, М.Лентовский, Г.Таланов, И.Уманец-Райская, приезжали на гастроли С.Шумский, Н.Никулина, Г.Федотова, Ф.Горев.

Взаимосвязи казанского театра с московским продолжались и в XX веке, когда казанская драматическая труппа перебралась в здание Большого театра на Проломной улице. На этой сцене, где теперь работают актеры Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И.Качалова, в сезоне 1927/28 годов выступал Михаил Царев, игравший здесь Курчаева в пьесе Островского “На всякого мудреца довольно простоты”, Петеньку в “Господах Головлевых” М.Салтыкова-Щедрина, Петра Ламина в пьесе В.Киршона “Константин Терехин”, поручика Полевого в лавреневском “Разломе”, Гирькина в комедии А.Толстого “Фабрика молодости”. В сезоне 1928/29 годов на казанской сцене выступал Михаил Жаров, играл Тихона в “Грозе”, Епиходова в “Вишневом саде”, Ваську Окорока в “Бронепоезде 14-69”, Вово в “Плодах просвещения”.

В 1946 году из труппы казанского театра на сцену Малого был приглашен Ф.Григорьев, сыгравший на прославленной сцене свои лучшие роли, созданные в Казани: Городничего в “Ревизоре” и Силу Грознова в “Правде – хорошо, а счастье лучше” (дважды удостоенный впоследствии Сталинской премии). Насколько близок был стиль актерского исполнения в казанском театре искусству Малого, может служить оценка работы Григорьева знаменитыми актрисами В.Рыжовой и Е.Турчаниновой, объявившими ему после премьеры пьесы Островского: “Вы – наш!..”

В 1940 году режиссер Малого театра Л.Прозоровский поставил на сцене Казанского БДТ “Кремлевские куранты” Н.Погодина, а зимой 1943-го режиссер и актер Малого театра А.Дикий ставит в Казани “Горячее сердце” Островского – спектакль, вызвавший особый интерес театральной критики решением образа Параши в исполнении актрисы Е.Лисецкой, сумевшей воплотить в образе своей героини тему “горячего сердца”.

Наконец, в 1952 и 1957 годах, будучи на гастролях в Москве, Казанский Большой драматический театр показывает свои спектакли на сцене Малого театра, как бы подчеркивая свою духовную и эстетическую близость российской театральной академии.

 
 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще