Милостью Божьей от мира сего…

Лауреат Горьковской премии 2008 года поэт Алексей Остудин, пожалуй, самый известный за пределами столицы Татарстана казанский литератор.

Лауреат Горьковской премии 2008 года поэт Алексей Остудин, пожалуй, самый известный за пределами столицы Татарстана казанский литератор. Он является лауреатом многих всероссийских конкурсов поэзии: Волошинского (г. Коктебель, 2003, 2004, 2005), “Заблудившийся трамвай” (г. Санкт-Петербург, 2005), литературного конкурса произведений о музыке “Бекар” (2005), а также многочисленных поэтических интернет-конкурсов. Один столичный критик назвал Алексея “Русским Гаргантюа, … сыплющим из пленительного Рога гурты спрессованных пейзажей и натюрмортов”.

В “бурные” 1990-е и в последующие 2000-е Алексей Остудин смог не потеряться, сохранить в себе многое – от себя же образца ранних 80-х. Яркая, броская манера его стихосложения по-прежнему вызывает огромный интерес любителей поэзии. При этом ему удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что стихотворец – существо не от мира сего и в наше время он может состояться, если найдется добрый человек, который выкупит его из нищеты, как Тараса Шевченко из крепостной неволи. Несмотря на то что в груди поэта “прошедшая эпоха гуляет, как хронический бронхит”, его социально-правовой статус и материальное положение соответствуют уровню его творчества.

 
– Алексей, ты по-прежнему считаешь, что настоящее искусство – участь одиноких, не тусующихся людей?

– Да, обычно в союзы сбиваются господа не слишком уверенные в себе – коллективный разум, единство во мнениях и оценках по поводу творчества тех, “кто не с нами”, бодрит и придает значимости собственной персоне. Работать профессионально, особенно в области искусства, – добровольная каторга. И каждый машет своим кайлом в одиночку.

– Считаешь ли ты присуждение Горьковской премии признанием тебя как поэта литературной общественностью Казани?

– Не более чем приятно. Важно понравиться самому себе, что бывает крайне редко. А я никогда за премиями и литературными чинами не спешил, например, палец о палец не ударил, чтобы вступить в Союз писателей. Но раз придумали мой какой-то вклад в литературу, удостоили – спасибо большое.

– Не надобен клад, коли такой вклад… Мне известно, что издательство “Вента-Граф”, специализирующееся на выпуске школьных учебников, собирается включить пятнадцать твоих текстов в одну из хрестоматий для старшеклассников. Вроде бы и договор подписан. Кстати, какие там будут стихи?

– Не помню, какие-то двух-, трехлетней давности. По договору я уступаю права на эту подборку издательству на семь лет. Денег мне не заплатят, зато грозятся перевести на европейские языки и разместить в европейских же профильных журналах. Поскольку Украина теперь тоже часть Европы, очень надеюсь на публикации в Конотопе, Жмеринке и Крыжопле!

– Почему у твоей последней книжки такое прозаическое название?

– Будете смеяться, Галина, только ничего другого придумать не удалось, кроме как “Проза жизни”… Название, конечно, слабенькое и мало о чем говорящее. Одно знаю точно: с подобным названием книжки не выдвигаются ни на какие премии, вот и ломаю голову – откуда Горьковская-то взялась? Хотя вру – полгода назад эту книжку уже выдвигали на Бунинскую премию, которую отдали Андрею Дементьеву. Компания тогда собралась звездная: Владимир Гандельсман, Алексей Парщиков, Юрий Кублановский, Кирилл Ковальджи, Бахыт Кенжеев – настоящие, крупные поэты. Мне все равно ловить там было нечего. Но почему все-таки Дементьев оказался впереди? Непонятно.

Книжка презентовалась в Москве, в Чеховской библиотеке, что на Пушкинской площади. Я еще никогда до этого не подписывал 70 книжек подряд – сидим с друзьями в буфете после вечера, налит стакан, а выпить не получается – ручка в руке мешает!

– Я люблю многие твои стихотворения, но особенно о детстве: “Урок нежности”, “Первая любовь”, “Слепой”, “АО”…

– Я вырос в казанском саду “Эрмитаж” на улице Щапова. Представляешь, весной прямо под окнами распахивались огромные клумбы с какими-то густыми и разноцветными райскими цветами, дымилась сирень, кустилась акация, душно пахла черемуха, затем зацветала липа. С утра клокотали и щелкали скворцы, а по ночам с ума сходили соловьи в кустарнике большого оврага! На моих глазах с газонов сползал снег, становясь серым и пористым, проваливаясь в воду, как “Титаник”, выстреливала первая трава, цепляясь за синий воздух тугими усиками… Июньский ветер хлопал просвеченными солнцем занавесками, а в окна кубарем закатывались любопытные воробьи. Даже совы и дятлы залетали в “Эрмитаж” погостить…

Ощущения детства, восторг проникновения в гигантский мир природы живы во мне до сих пор. Каждый мало-мальски серьезный автор, пишущий прозу или стихи, эксплуатирует память своего детства. Именно ностальгия, тоска по утраченному счастью – самое сильное чувство, хранимое человеком в душе. Любовь мужчины к женщине со счетов не сбрасываю, но в первую очередь ностальгия. Никогда не забуду, как нашел в “Эрмитаже” заржавевший дамский пистолет с перламутровой рукояткой – осколок дореволюционных времен, когда в парке прогуливались дамы с собачками и господа просматривали свежие газеты за столиками летнего кафе.

– А обновленный “Эрмитаж” тебя вдохновляет?

– К сожалению, в Казани нынче практически не осталось скверов, в лучшем случае – какие-то образования вроде собачьих площадок. Я помню, как после таяния снега закрывался Лядской садик на пару недель, пока не высохнут газоны! “Эрмитаж” еще совсем недавно совершенно одичал – зарос американским кленом, столетние липы увязли в строительном мусоре. Наконец-то сад почистили, но заодно с дикорастущим кустарником порубили всю черемуху и акацию. Не мудрствуя лукаво смели все, что ниже деревьев. Со стороны улицы Некрасова срыли половину оврага. Построили дом, загородивший естественный вход в сад. И все-таки в “Эрмитаже” появились, как в былые времена, фонари, скамейки, обновилась лестница, по которой можно очень быстро попасть с Щапова на Кольцо…

– …Осталось вернуть флигель для садового сторожа и эстраду, где пел Шаляпин. Итак, духовно родившись в “Эрмитаже”, в надежные руки какого наставника ты попал?

– Помню свое первое появление в литобъединении при Музее М.Горького. Народу человек пятьдесят сидит, а Марк Давыдович Зарецкий, руководитель, стоит, он был еще без бороды, курит “Беломорканал” одну за другой – пуп земли, скала! Мощный был человек. Замечательный педагог. Марк тонко понимал, творчество какого маститого поэта созвучно задаткам того или иного новичка, и точно рекомендовал, что читать, у кого и чему учиться. С тех пор я полюбил Заболоцкого, Павла Васильева, Пастернака, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадуллину…

Позднее многих поэтов я открыл сам. В школах тогда практиковали сбор макулатуры, и я старался попасть в приемщики: взвешивать, принимать растрепанные пачки газет и журналов от “тимуровцев”. Пока ждешь очередной партии вторсырья – что-нибудь да нароешь интересное. Так я собрал почти все подписки “Юностей”, еще “катаевских” с 1958 года. Открыл для себя Ваншенкина, Горбовского, Кушнера, Чухонцева…

– Сейчас, глядя на тебя, никак не скажешь, что ты сочиняешь стихи. Стать бывшего спортсмена, человека, занимающегося серьезным бизнесом, которому не до поэзии, не до лютиков-цветочков…

– А мне в жизни многим приходилось заниматься – строительством, например. Никогда не брезговал заработком дворника, грузчика. Почему нет, ведь деньги честные. Пробовал я себя и в журналистике. В “Вечерней Казани” полтора года сидел в отделе права и быта, писал о треснувших унитазах и протекающих крышах. Попутно подрабатывал спичрайтером у новых политиков, вел литературное объединение при Доме детского творчества имени Абдуллы Алиша.

– Помнится, ты был вдохновителем проекта молодежного журнала “Айда”, который просуществовал четыре года, с 2001-го по 2005-й…

– Создавая литературно-художественное издание, я наивно думал, что мне будут помогать: комитет по работе с молодежью, отдел культуры мэрии. Но помощи я не дождался даже с распространением. Хотя на словах все было хорошо: “Действуй – поддержим!”. Приглашал я и казанских авторов: “Давайте вместе делать журнал! Помогайте, если не материально, то своим участием в проекте…”. Но местное литсообщество отреагировало довольно прохладно. А все потому, что у некоторых литераторов оказались замашки мелких чиновников. Вместо того чтобы собраться и сообща решать творческие проблемы, они увлеклись борьбой за сферу влияния в литпроцессе. Но выход я нашел – из Интернета начал выуживать достойных авторов, их стихи, надеюсь, тогда дошли до многих местных читателей.

Всегда с благодарностью вспоминаю редактора “Айды” Николая Коновалова и сотрудников – талантливых журналистов Антона Хусаинова, Гузель Подольскую, Аделя Хаирова. Ребята продержались эти годы на символической зарплате, работая за идею. Весь тираж журнала, а это четыре тысячи экземпляров, разлетался по городу, и возврата почти не было. Только продавать журнал по 15 рублей при себе-стоимости 45 оказалось, мягко говоря, крайне невыгодно…

– А по какой причине ты свел к минимуму свое присутствие в Сети?

– Десять лет я принимал живейшее участие в делах интернет-сообщества. В середине 1990-х годов списался по электронной почте с другом Игорем Кручиком из Киева. Он, будучи пропагандистом всевозможных сетевых изданий, снабдил меня адресами литературных сайтов. И пошло-поехало, я стал публиковаться, узнал новых интересных людей. В то время в Казани многие были заняты выживанием, а в Интернете шла гуманитарная жизнь, где можно было общаться, разговаривать о литературе, себя показывать. Я лишь сейчас потерял к Сети интерес. Все же интернет-общение утомляет, отнимает энергию. Это равносильно нахождению в толпе под прицелом большого количества глаз. Я сократил свое присутствие в виртуальном пространстве культуры до двух сайтов, появляюсь изредка в литсалоне на сайте “Поэзия” и в “Живом Журнале”.

– Ты делаешь жизнь нашего города ярче, интереснее тем, что регулярно организуешь в Казани выступления известных поэтов. Кого нам ждать в этом году на ставшем почти традиционным Форуме поэзии?

– Уже созвонился с Андреем Поляковым, замечательным симферопольским поэтом, и с Владимиром Ткаченко, лидером рок-бард-группы “Ундервуд”. Кроме них надеюсь на визит в июньскую Казань барда Сергея Корычева и уже ставшего для казанских ценителей поэзии своим Александра Кабанова.

– Удачи тебе во всех твоих начинаниях!
 
 
Алексей ОСТУДИН
Память
Олимпийской деревни броня –
прет комбайн. А на ферме легко
молоко попадает в меня,
если я не попал в “молоко”.
 
Зреет в воздухе неги нуга –
собирай и – в амбар, под засов.
Тянут время пустые стога –
половинки песочных часов.
 
Думал, в сердце все это несу:
стрекот мяты и запах сверчков…
Верил, что зарубил на носу,
вышло – след от оправы очков…
 
Точка отсчета
Мороз – бесплотный Тайсон. Ухи-ухи!
Одно откусит, думай о втором.
По-христиански уползай на брюхе
пить горькую и бриться топором!
Туда, где на дымах висят берлоги,
на дыбах елей всхрапывает снег…
Изба-старуха, с челюстью порога –
а в ней – родной до боли человек!
В слепых сенях ведро смахнешь, громила,
сам еле жив, в наставшей тишине,
беспозвоночный, потеряв “мобилу”…
вот мама в старомодном шушуне…
Чего ты в эту глушь стремился ради?
ждешь, что тебя, столичного хлыща,
как в детстве, по головушке погладят,
отрежут хлеба, выправят борща…
Уснувшего в бреду, рукою тонкой
крестом, как на погосте, осенят?
Размазав по царапинам зеленку,
заранее прогонят и простят…
 
Последний мед
Опять в саду резину тянет лето:
у яблока – курок от пистолета,
у облака – видок истопника…
Тимьян свалялся пьяным вдоль забора.
коровья божка – внучка мухомора,
летит и прячет спинку от пинка.
 
За то, что крут и прет из самовара,
представлен пар к осе земного шара…
над сливовым вареньем не гуди!
Над грядками – распущенные пряди,
смотай на бигуди – и все в поряде!
Покажет жало – краник покрути!
 
Для вечности тревога эта – редкость.
Не наводимо прошлое на резкость.
Мед укачало в сотах гамака.
Я, понимая – дело все в ячейках,
не поспевает чай по воле чьей-то –
до первой крови режусь в “дурака”.
 
Застряли комом в горле документы –
торчат, на стреме, фишер и карпентер, –
пока выходишь с будущим на связь,
где тычет в лоб усатый нянь с плаката,
ползет на автомате факс заката,
загадочный, в прифронтовую грязь.
 
Жене
Снег первобытной магмой бронзовеет,
грядущий день готовится на взлет.
Не повезло с Везувием Помпее,
да и тебе со мною не везет.
 
Подряд курю – чаи в ночи гоняю,
проветриваю кухоньку в мороз.
В цветочные горшки твои роняю,
ошпарив пальцы, пепел с папирос.
 
Помазанник на трон царя Гороха,
чихнешь – он бубенцами зазвенит…
В моей груди прошедшая эпоха
гуляет, как хронический бронхит.
 
Распластанный на крыльях птицы-тройки,
в какой момент, зевнул я со смешком,
всех деревянных кукол перестройки
осыпал враг волшебным порошком?
 
Доколе нам теперь, терзаясь прошлым
неизлечимым, хоть огнем гори,
обратный путь искать  по хлебным крошкам,
которые склевали снегири?
 
Затяжной прыжок
Вселенная черна и голодна,
мы, падая, ей подаем на бедность!
И вот опять на дне ее одна
моя инструментальная валентность…
 
Я жду начала света, я – в конце:
в сознании – ни сна, ни промежутка…
От стронция давно в моем свинце
Израиль мозга и Катар желудка.
 
Пока следил, с мешками на груди –
отвалится вставная челюсть люка –
уже того, кто плакал впереди,
благословил пинком инструктор-злюка.
 
Лети по вертикали стилем брасс –
внизу земля, ее сплошная Мекка,
где все друг друга съели много раз
и сплетены из этих же молекул.
 
АО
Когда еще мы строили каналы
И улыбался русскому казах,
Мне вышивала мать инициалы
На майках пионерских и трусах.
 
Июньский мир вокруг глаза таращил –
нас повезли клубнику собирать…
Да знаю я: свое стирай почаще,
сынок, и постарайся не терять!
 
Пугающее: “Осторожно, дети!” –
табличка у шофера за стеклом,
Наверное, учился в классе третьем,
четвертом, пятом… Эх, облом-облом!
 
Я память просвистел наполовину…
Сокашники, узнаю ли кого?
Но помню, в поле майка терла спину,
верней, две буквы – вышивка “АО”.
 
Работа до обеда и – купаться!
Захочется – за рыжиками в лес,
в котором невозможно потеряться,
отыщет спутник – все-таки прогресс.
 
А если солнце спрячется за ветки,
спасут меня – хотя и сам с усам,
надежный компас, крохотная метка –
две буковки, пришитые к трусам!
 
…Ау! Прощай, волшебная заначка.
Проходит жизнь, толкаясь и грубя…
Народ – дурак, законы пишет прачка!
И никому нет дела до тебя…
 
Деньги Победы
Петровичу сто лет за шестьдесят –
сто боевых приняв у бабы Насти,
он чисто выбрит визгом поросят,
водозабор сколачивает наспех.
 
Со скрипом опираясь на протез,
глядит с холма за поле и запруду –
туда, в Москву, где целясь под обрез,
куранты бьют кремлевскую посуду.
 
Шлет немец деньги, люди говорят,
опять хромает к почте терпеливо.
А вдоль дороги инеем искрят
дубы, как замороженные взрывы.
 
Но, пообедав пшенным пирогом,
купюры сжег в соломе и люцерне…
Любовь не получается с врагом,
пока не отпоют старухи в Церкви…
 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще