След, который он оставил в искусстве, столь заметен, что трудно переоценить историческую значимость личности, волею судьбы имевшей отношение к созданию современной музыкальной культуры татарского народа.
Назиб Жиганов имеет самое непосредственное отношение к созданию Татарского театра оперы и балета, республиканской филармонии, Государственного симфонического оркестра РТ, специальной музыкальной школы при консерватории. А первым его детищем была сама консерватория, ректором которой он работал до последнего дня. Назиб Жиганов ушел из жизни 20 лет назад, в ночь на 2 июня 1988 года, после триумфального представления в Уфе его оперы “Джалиль”.
За эти годы сделано немало для того, чтобы увековечить память выдающегося композитора. Казанская консерватория получила имя своего создателя. Издан двухтомник о Жиганове. Регулярно проводится республиканский конкурс юных пианистов на лучшее исполнение сочинений композитора. Есть на небе малая планета, которая носит имя Жиганова. О многом говорит тот факт, что в календаре, изданном в Москве на стыке тысячелетий, в 2001 году, его имя – среди двенадцати выдающихся деятелей музыкального искусства России XX столетия: Прокофьев, Шостакович, Уланова, Рихтер, Мравинский, Жиганов…
Квартира в доме на улице Малой Красной в Казани, в которой композитор жил 18 лет, получила статус мемориального музея. Это один из филиалов Национального музея Татарстана. С идеей создать музей Жиганова выступило правление Союза композиторов СССР. К Президенту Татарстана обратился по этому поводу сам Тихон Хренников. Поддержала идею и музыкальная общественность Казани.
…Когда-то квартира ректора консерватории казалась мне огромной. Сегодня она сильно уступает по размерам апартаментам чиновника средней руки. Здесь все, как было при Назибе Гаязовиче. На рояле фирмы Seiler – две его фотографии. Одна – на конверте пластинки с Симфонией №9. На другом снимке – совсем еще юный Жиганов, воспитанник детдома… Две вехи из яркой жизни талантливого человека.
На одном из шкафов – бюст композитора работы Баки Урманче (они были большими друзьями). На картине Урманче – вид города Уральска, там композитор родился. Возле письменного стола, за которым Назиб Гаязович работал, – вечнозеленая пальма, которую он вырастил сам…
Огромную ценность представляет уникальный архив музея – рукописи почти всех сочинений композитора, изданные партитуры и клавиры, письма и автографы Дмитрия Шостаковича, Бориса Покровского, Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна, Мустая Карима, татарских деятелей искусства.
Очень жаль, что посетители не видят книг и журналов с пометками Жиганова. Однажды в одном из журналов, который Назиб Гаязович дал мне почитать, я нашла беглую запись какого-то сочинения. Музыка рождалась не только за роялем…
В квартире на Малой Красной (дом можно узнать по мемориальной доске) Жиганов написал 15 симфоний. В содружестве с известным дирижером Фуатом Мансуровым здесь он создал новые редакции опер “Алтынчеч” и “Джалиль”. В кабинете впервые прозвучали фортепьянные циклы “Двенадцать зарисовок” и “Матюшинские эскизы”, которые впервые исполнил талантливый пианист Марат Сиразетдинов. Стоит отметить, что рояль – не просто музейный экспонат. Время от времени за него садятся гости музея – профессиональные музыканты и юные дарования.
Хозяйкой мемориального музея является вдова композитора – Нина Ильинична Жиганова. В одной из наших бесед я спросила ее, не хочет ли она перебраться в Москву, где жила до встречи с Назибом Гаязовичем, где живут ее сыновья и внуки.
– Нет, я не могу уехать отсюда! – ответила она. – Это значило бы оставить его здесь одного… Не могу себе представить, как буду приезжать к нему раз в год…
Уже несколько лет Нина Жиганова пытается объяснить тем, кто принимает ответственные решения, что музей не может существовать в таких стесненных условиях. Здесь нет возможности создать фотодокументальную экспозицию (а можно было бы рассказывать не только о Жиганове, но и об истории татарской музыки). В мемориальную квартиру не могут одновременно войти больше десяти человек.
Выход из положения есть – стоит присоединить к музею соседнюю двухкомнатную квартиру. Тем более что соседка согласна. Конечно, при условии, что ей предоставят такую же квартиру в центре города. Но квартиру предлагали в Азино, Кировском районе… Руководству Национального музея РТ решить этот вопрос не по силам, хотя генеральный директор Г.Назипова чем может помогает сотрудникам мемориальной квартиры.
Характер этого вялотекущего процесса, идущего на моих глазах, даже трудно определить: то ли, действительно, есть непреодолимые объективные трудности, то ли этими трудностями прикрывают явное нежелание решить вопрос кардинально. Неужели опять не обойтись без личного участия первых лиц республики?
Двадцать лет Жиганова нет с нами. Но мы его помним. На днях состоялся концерт “Музыкальное приношение Назибу Жиганову”. Сочинения композитора исполняли как профессиональные артисты, так и музыканты начинающие – студенты консерватории, лауреаты конкурса юных пианистов. Украшением концерта стало блистательное выступление известного российского пианиста Рэма Урасина. Особой симпатией зрителей был отмечен студент второго курса консерватории Филюс Кагиров, исполнивший арию Джика из оперы “Алтынчеч”.
Увы, нет в Казани улицы Жиганова. Пока не решен вопрос о памятнике композитору… Прин-ципиальное решение вроде бы есть, но предложенный вариант памятника был столь неприемлемым, что пришлось стучаться в двери высоких кабинетов, чтобы такой Жиганов в Казани не появился.
В 2011 году исполнится сто лет со дня рождения Назиба Гаязовича Жиганова. Будем надеяться, что постановление Правительства РТ о праздновании юбилея выдающегося композитора появится своевременно и у нас будет время, чтобы достойно подготовиться к этому событию.
Бывая на Арском кладбище, я кладу рядом с надгробным бюстом Жиганова, выполненным его другом, выдающимся скульптором Михаилом Аникушиным, нечетное число цветов, нарушая тем самым вековую традицию. Но именно так делал в подобных случаях сам Назиб Гаязович. По всей вероятности, выражая этим протест против самой мысли о том, что человек не вечен.
Да, такие люди, как Назиб Жиганов, бросают вызов судьбе. Может, потому, что симфонию своей судьбы они пишут сами…
Любовь АГЕЕВА