Гансу Христиану Андерсену. До востребования

“Здравствуй, дорогой Ганс Христиан!

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

“Здравствуй, дорогой Ганс Христиан!

Мне нравятся твои сказки и истории. Я живу в мире машин, но хочу сказать тебе, что взрослым тоже не помешало бы иногда почитать твои сказки. Когда они прочитают что-нибудь из твоих произведений, настроение у них меняется. Они становятся добрее друг к другу и к нам, детям. Спасибо тебе за твое творчество. Долгих лет твоим книгам, дорогой Андерсен!”- написал Эмиль Хузин из 4-го класса 143-й школы Казани.

Великому сказочнику писали и другие дети. Одноклассник Эмиля Арсен Серебряков, например: “…Пишу тебе, хотя знаю, что ты не получишь письма. Но ведь ты жив, потому что мы, дети, всегда любим читать твои сказки”. Дети из 143-й школы (директор Лариса Уракова) действительно любят читать.

Вообще-то это называется сухо: форма школьной работы библиотекарей с учащимися.

В конференц-зале все столы заняты стенгазетами. Их десятки!.. После того как жюри выберет победителей, их вывесят в фойе. Дело в том, что в рамках Года семьи здесь объявили конкурс стенгазет “Книга в нашей семье”. Дети рассказывают, что и как читают в семье. Пишут о любимых писателях, цитируют их. Рисуют иллюстрации к любимым книгам. Советуют другим, что почитать.

Имея в виду территориальную близость здания школы и Республиканской детской библиотеки, можно сказать: им повезло. Сотрудники всех отделов библиотеки работают с детьми вплотную с первого класса. И даже раньше. Потому что повезло ребятишкам и с заведующей школьной библиотекой Татьяной Морозовой. Несколько лет назад она учредила “КЛЮЧ” – Клуб Любознательных Юных Читателей, в работу которого вовлекает и родителей, а значит, всю семью, вместе с младшими сестренками и братишками.

В “КЛЮЧе” проводят уроки информационной культуры – рассказывают, как обращаться с книгой, кто такие писатель, художник-иллюстратор, что такое издательство, зачем нужен библиотекарь… Проводят занятия по фольклору, вечера к юбилеям русских и татарских писателей, поэтов.

Интересно, что по итогам занятий дети сами пишут книжки! Их даже издают небольшим тиражом. Например, по итогам уроков “В стране сказок” дети сочиняют сказки; составляют отзывы на познавательные книги “Все на свете интересно”; после прочтения произведений Пришвина и Бианки пишут рассказы о своих домашних любимцах “Эти забавные животные”…

Семья и библиотека сотрудничают в разных формах – проводят, например, “Вечера читающей семьи” в виде конкурсов, викторин. Дети приходят вместе с родителями. А идея стенгазет на тему “Книга в вашей семье”, это, так сказать, ноу-хау захватило всех. Школьники с 1-го по 8-й класс делали их совместно с родителями, а старшеклассники самостоятельно.

Прелюбопытные получились газеты!

Многодетная семья Поспеловых сообщает о себе: “Софии 7 лет, она учится в 1-м классе. Ее любимая книга -“Фантазеры” Носова. Сестренка, пятилетняя Валерия, читает по слогам, предпочитает сказки о принцах и принцессах, любимая – “Снежная королева”. Братик Дима трех с половиной лет читает Хармса, стихи про машины и самолеты, любит “Дядю Степу” Михалкова. И неудивительно при таком раскладе, что полуторагодовалая Варя не расстается с книгами с утра до вечера. Просит читать Барто – “Игрушки”, Чуковского – “Мойдодыр”, “Маша и три медведя”. “Читает” сама по картинкам, когда приходит из детского садика, а вечером ей читают родители”.

Абрамов Айдар тоже учится в 1-м классе. Его мама пишет, как приучала сына к чтению с пяти лет. Он не только любит читать, но делает с мамой книжки-малышки. Например, о животных: рисунок – стихи:

Что ты, зайка, рвешь цветы?
Я люблю их есть. А ты?

Вот другая газета, посвящена любимому писателю Аркадию Гайдару. Здесь биография автора и знаменитая цитата из него: “Что такое счастье, это каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь ту огромную, счастливую землю, свою Родину”. Так… интересно. В оригинале ведь “огромную, счастливую землю, которая зовется Советской страной”. Время внесло свои коррективы…

“Вечером мы редко бываем все дома, – пишет Ибрагимов Марат. – Дело в том, что мама работает допоздна. Но когда она отдыхает, мы с ней всегда читаем вместе. Последний раз прочли книгу “Звездная пыль” Ника Геймана. С мамой читать веселей, чем одному”.

Из стенгазеты семьи Акмаловых: “Нашей семье повезло, мы открыли книгу Муни Витчер о девочке Нине и ее друзьях, которая поразила и околдовала всех. Эта книга помогла старшим членам семьи пересмотреть свою жизнь, младшим понравилась своей необычностью, немного удивила и озадачила, стала первой ступенькой в их несложных размышлениях о жизни”.

Лично мне очень захотелось прочесть эту книгу. А вам?

Евгения Шемилова, методист республиканской детской библиотеки, считает:

– Чтобы привлечь ребенка к чтению, нужно, чтобы были задействованы три составляющие: семья, школа и библиотека. Самая главная из них – семья. Если в семье не будут прививать любовь к книге, то ребенок уже никогда не научится читать.

Морозов Саша учится в 3-м классе. В его стенгазете – фотографии всех членов семьи за чтением. Он пишет: “Мой прадедушка – участник войны. Он ежегодно выписывает газету “Ветеран” и с интересом ее читает.

Моя бабушка Любовь Маркеловна с детства увлекалась научно-популярными книгами. Когда выросла, защитила докторскую диссертацию и стала профессором. И теперь она сама пишет книги.

Бабушка Валентина Маркеловна любит шить, вышивать, учит рукоделию детей. В ее библиотеке много литературы по лоскутному шитью. Мой дедуля Владимир Александрович – спортивный болельщик, каждый вечер знакомится с новостями спорта, радуясь за победы наших спортсменов. Моя бабушка Татьяна Маркеловна – главная в школьной библиотеке…”

А вот стенгазета, при взгляде на которую сердце дрогнуло сразу. Она посвящена Антуану де Сент-Экзюпери. Крупно дана цитата: “Я писал, чтобы сказать своему поколению – вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля”. Газету сделала семья первоклассницы Жени Антипиной. На ладони папы “рекламируются” “Погружение во тьму” Волкова и другие серьезные книги, на маминой – “Ночной поезд на Лиссабон” Мер-сье, на Жениной – “Денискины рассказы” Драгунского.

Семья Губашевых посвятила газету В.В.Бианки. Она великолепна! Паучок и паутинка, лягушка в пруду – фактурны, капельки росы и глаза лягушки из “самоцветов”, сама паутинка – металлическая проволочка. Сколько труда и фантазии, любви и старания! В качестве девиза бианковское: “В самом обыкновенном умей увидеть новое, необыкновенное, удивительное”. Мама ученика 143-й школы Тимура делится: “О чем пишет Бианки? О животных и растениях, которые каждый может встретить в саду. Его книги учат наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом. Сейчас его изрядно потертую книгу с удовольствием читает мой сын Тимур”.

А вот стенгазеты, сделанные старшеклассниками. Посмотрите, какая тонкая ирония просвечивает в их текстах:

“Наши родители предпочтение отдают романам и детективам. Женщины до безумия любят романы, где происходит страстная любовь и перевороты в судьбе, мужчины – яркие интригующие детективные сюжеты. Например, Дарьи Донцовой”.

Оттуда же: “Новое поколение не любит читать. Но есть такие, которые отдают свое предпочтение классике, а некоторые обожают фантастику, потому что это увлекательно”.

С трудом обрываю цитаты из стенных газет. А их еще много, и все они прекрасны – этот оазис в мире “победившего” культуру телевидения – с его высочайшими рейтингами транслируемой пошлятины. И уже надо дать слово библиотекарям, чей праздник – День библиотекаря – 27 мая.

Анна Дьякова, замдиректора Республиканской детской библиотеки:

– Наша библиотека – методический центр по обслуживанию детского населения республики. Основная работа методическая: лекции, семинары, совещания с детскими и школьными библиотеками. С 143-й школой работаем тесно, потому что нам повезло – она находится рядом с нами. И с другими школами микрорайона работаем. У нас более 16 тысяч читателей. Фонд 160 тысяч экземпляров. 143-я школа и библиотекарь ее Татьяна Морозова проводят нужную акцию – она поднимает книгу и значение семьи. Думаю, что на 99 процентов от семьи зависит тяга детей к чтению.

Говорят, сейчас дети не читают. Почему? Да потому что взрослые не читают. Мы будем говорить им: читайте, читайте, – это бесполезно, если мы сами не читающие люди. Если родители привели ребенка рано в детскую библиотеку – гарантия, что он будет ходить туда. Есть заблуждение – у нас-де есть домашняя библиотека… Домашняя публичную не заменит. Детей обязательно нужно приучать к публичной библиотеке. Сама ее атмосфера другая, чем дома. Обилие книг, возможность самому в них покопаться, общество детей… И когда дети к нам приходят, их не оторвать от книжек. Важно не пропустить это время и приобщить к чтению. В 4-5-х классах уже поздно. Нечитающие старшеклассники приходят, чтоб получить литературу для подготовки к уроку, для реферата. А если ребенок с раннего детства читает, он берет книги для души, для развития. Эта разница очевидна.

С учениками, по крайней мере, одной школы, в этом отношении все в порядке. Недаром же среди них популярен лозунг: “Эй, молодежь XXI века, дуй тусоваться в библиотеку!”. Не менее популярно стихотворение Шавката Галеева, народного поэта РТ:

Безусловно, каждый рад
Отыскать старинный клад.
Только кажется нам с вами,
Будто клады за лесами,
И зарыты глубоко,
И найти их нелегко.
Клад огромный между тем
С нами рядышком совсем.
Он не заперт, не зарыт,
Тайны древние хранит
Год от года, век от века.
Этот клад – библиотека!
 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще