Она призналась, что всегда капельку завидовала профессиональным фотографам – созидателям и хранителям истории. Ведь кадры фотопленки, как и картины, по ее словам, имеют уникальную возможность запечатлеть то, что со временем может разрушиться или исчезнуть. А теперь она и сама примкнула к числу созидателей истории. В понедельник в театре имени Г.Камала откроется первая фотовыставка Сюмбель Таишевой, заместителя генерального директора Агентства по массовой коммуникации “Татмедиа” в соавторстве с казанским фотохудожником Сергеем Ермолаевым.
– Однажды встретившись с Сергеем Ермолаевым, мы стали обсуждать зарубежные поездки и обмениваться фотографиями. Так, в ходе просмотра снимков и их обсуждения родилась идея организовать фотовыставку из ста работ, на которых изображены самые впечатляющие места Греции, Италии, Турции, Египта и Иордании. Поддержка моего шефа, генерального директора Марата Муратова, позволила мечте стать явью. Мы долго размышляли, какое название придумать выставке, и сошлись во мнении, что лучше всего подходит “Два взгляда на мир”.
– То есть уже в само название вы вложили идею соавторства?
– Да, но прежде всего оно отражает принцип контраста, на котором построена вся выставка. У каждого человека есть свое мировоззрение, и иногда людям свойственно в силу каких-то причин менять свой взгляд на вещи. В результате получается двоякое восприятие мира. В этом заключается первый смысл. Кроме того, в данной выставке представлены работы двух фотохудожников, которые представляют зрителям два своих взгляда на мир. Это и есть второй смысл. Принцип контраста присутствует и в самих работах. Сергей запечатлел седьмое чудо света – пирамиду Хеопса в Египте, загадочный город Петра в Иордании. Моя часть работ может быть интересна тем, что история Греции, Италии и Турции на протяжении многих веков была тесно переплетена, а исторические памятники также относятся к чудесам древности. Так, когда-то сказочная Венеция подчинялась Восточной части Римской империи – Византии, а в XV веке под власть Византии попал Кипр. Будь у меня возможность оказаться с камерой в прошлом, я бы снимала фактически одну страну.
Так получилось, что мои работы рассказывают о христианской культуре, а Сергея – исламской.
– Все три страны, которые вы посетили, невероятно красивые. А какие именно уголки этих стран увидят посетители выставки на ваших снимках?
– Одна из мини-серий посвящена греческим Метеорам. Это старинные монастыри, которые построены высоко в горах. В переводе с древнегреческого Метеор означает “парящий в воздухе”. И они действительно словно парят в воздухе, находясь над самой пропастью. Мы были просто очарованы открывшимся видом.
Вторая мини-серия посвящена озерам, Эгейскому морю и греческому полуострову Халкидики. В ней находится объект одного из самых любимых снимков. На заднем плане этой фотографии изображен старейший маяк в Греции, чуть ближе маленький домик в озере, а на переднем плане плывут два красивых белых лебедя, которые символизируют чистоту и гармонию отношений. Здесь также есть снимки города Салоники. В свое время он почти пятьсот лет находился под правлением Османской империи, и с тех времен в городе остались крепости, которые защищали население от вторжения чужеземцев. Что интересно, на всех этих снимках, которые отражают жизнь и историю города, очень тесно переплетаются ислам и христианство, показано влияние этих двух религий на историю человечества.
– Можно сказать, что темы красоты природы и сосуществования двух религий являются основой фотовыставки. А какие еще темы вы поднимаете в своих снимках?
– Одна из них – сохранение архитектурных памятников. В Венеции особенно бережно относятся к памятникам архитектуры. Большинство зданий, соборов в городе реставрируется на средства ведущих итальянских домов моды. Милан и Венеция потрясают своей роскошью. В свое время Наполеон, оказавшись на площади Сан-Марко в Венеции, сказал, что она достойна стать элегантной гостиной всей Европы. В этой серии примечательна фотография, сделанная из окошка Новой тюрьмы XVI века. На ней можно увидеть красоту одного из каналов Венеции, богатое убранство зданий сквозь кованую черную решетку – контраст свободы и заточения.
– Это ваша первая профессиональная фотовыставка, а как начиналась дорога к ней?
– Любовь к снимкам у меня с детства. Мой папа, Нурислам Хайруллин, историк по образованию, всю жизнь посвятил фотографии. Помню, любимым днем у меня была суббота, когда он разрешал заходить к нему в лабораторию, которую заменяла ванная комната. Самым захватывающим моментом был тот, когда в специальном растворе фотобумага превращалась в портретный снимок. В кухне висели и сушились пленки, пол зала был усыпан фотографиями. До сих пор в семье любим рассматривать черно-белые детские снимки, которые сделал папа.
– Если честно, в семье меня может критиковать только мама, Ильсияр Хайруллина. Она основала один из первых благотворительных культурных фондов в республике – “Рухият” и более семи лет, работая в “Татнефти”, возглавляла его. Одновременно более тридцати лет мама работает журналистом в газете “Ватаным Татарстан”. Не случайно выставка откроется 19 мая, в День татарстанской печати, в театре им.Г.Камала, где все журналисты будут праздновать 90-летний юбилей газеты. Это очень символично, поскольку с тех пор как научилась ходить, я, можно сказать, хожу в “Идель-Пресс” на работу. Теперь журналистика стала частью моей жизни.
На самом деле, папа как специалист очень хорошо отозвался о моих работах. Он никогда не был в Греции и Италии и после просмотра фотографий сказал, что хотя бы пару месяцев хотел бы пожить в этих странах. Сейчас во все поездки я беру с собой фотоаппарат и стараюсь запечатлеть в кадре окружающую нас жизнь. Ведь когда перебираешь снимки, заново проживаешь те мгновения счастья, которые на них запечатлены.