Улыбнется ли нам десятая муза

  Свершилось!

 

Свершилось! Теперь и в Казани будут готовить профессионалов в области кино. С 15 июня объявляется первый набор студентов на отделение “Кино-, видеотворчество” Института театра,кино и телевидения, созданного на базе Казанского государственного университета культуры и искусств. Предполагается, что обучать будущих кинодеятелей будут высококвалифицированные специалисты в области кино, в том числе известные российские киноведы, кинодраматурги и режиссеры.

Чтобы в полной мере оценить, насколько это важный и своевременный шаг, мы решили напомнить не только об истории татарстанского художественного кино, его достижениях и потерях прошлых лет, но и рассказать о том, на каких распутьях кинематографисты республики находятся сегодня.

 
По заколдованному кругу

Из справочника, составленного киноведом Еленой Алексеевой к 25-летию Союза кинематографистов РТ, и ее книги “Кинематограф в Казани 1897 – 1917 гг.” можно почерпнуть немало интересных сведений. О том, например, что первым профессиональным татарским кинорежиссером был Каюм Поздняков. Выходец из семьи крестьянина-бедняка, он стал одним из первых стипендиатов “Таткино” в Государственном кинотехникуме (позднее – ВГИК) и в 1932 году приступил к постановке художественного фильма “Малыш из Зеленого Дола”, посвященного проблемам индустриализации в Татарии. Однако развернувшиеся в Зеленодольске натурные съемки были вскоре приостановлены из-за плохих погодных условий. Затем возникли организационные трудности, приведшие к консервации фильма.

Следует также вспомнить постановочные бригады среднеазиатских фильмов начала 1920-х годов, которые в основном состояли из татарских деятелей искусства. Можно ли эти эпизодические посещения казанской земли десятой музой выстроить в подобие связной линии? Это попытался сделать писатель и драматург Рабит Батулла в своем выступлении на недавней коллегии Министерства культуры РТ. В частности, он особо отметил картину “Шакалы Рабата”, вышедшую на экран в 1926 году, где главную роль исполнил выдающийся татарский актер Халил Абжалилов. Упомянул и фильм “Булат-Батыр” производства московской фабрики “Совкино”. Кстати сказать, ассистентом режиссера этого фильма, снимавшегося в 1927 году в Татарской республике, был Каюм Поздняков. Главный персонаж “Булат-Батыра” – мальчик Асфан, которого взял на воспитание князь Потемкин. Возмужав, Асфан в чине прапорщика появился с карательным отрядом в родных местах и узнал, что восставшими крестьянами руководит его отец Булат. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачевцев. Картина “Булат-Батыр” не претендовала на глубокое исследование исторических событий, она была снята в приключенческо-романтическом жанре и пользовалась огромной популярностью, пройдя по экранам 30 зарубежных стран.

Однако в 1970-е годы попытки делать фильмы с участием татарских актеров и литераторов: о Мусе Джалиле, о нефтяниках Татарстана по роману Гарифа Ахунова “Клад” – были менее удачными. Оба фильма потерпели крах в художественном отношении, потому что, считает Р.Батулла, их сценарии были написаны приглашенными “халтурщиками”.

Местные деятели культуры, вспоминает писатель, неоднократно ставили вопрос перед руководством республики о создании в Казани студии художественных фильмов. Но ответ всегда был один: “Нет сценариев! Будет сценарий – будет и фильм!” В 1968 году, чтобы дать отпор этой демагогии, Батулла написал киносценарий на основе легенд и древнейших письменных памятников татарского народа и отнес его в отдел культуры обкома. “Результат оказался нулевой, – вспоминает он. – Опять отделались демагогией: мол, чтобы снять это, нужна киностудия. В общем, заколдованный круг: нет сценария – нет фильма, есть сценарий – нет студии…”

Главным итогом этого этапа продолжительностью в 30 лет стало предубеждение к варягам. “Хоть в Голливуде заказывай, – говорит директор Казанской киностудии Михаил Михайлов, – все равно прокатная судьба фильмов, сделанных гастролерами, будет нулевой. Главное в художественном кино – внутреннее отношение к работе”.

От пафоса к артхаусу

 “Через документальное и художественное кино, – считает Батулла, – мы могли бы открыть миру духовное богатство татарского народа, его древнюю культуру, богатую литературу, легенды…”

Но зададимся вопросом: существует ли в наши дни аудитория, которая ждет от татарского кинематографа просветительского пафоса? Ведь способность размышлять по поводу увиденного утрачивается людьми, воспринимающими экран как единственный источник информации; их абстрактное мышление, связное и логичное, превращается в оперирование дробными картинками. Иными словами, виртуальная реальность, создаваемая современными коммуникационными технологиями, теснит саму реальность.

Между тем, пока громоздкая машина официальной культуры пыталась дать ответ на вызовы времени, за приоритеты массовой культуры – создание иллюзорной, мифологизированной картины мира – взялась молодежь, вооруженная мультимедийными технологиями. (Так в начале ХХ века голодные нищие шакирды, не дожидаясь высочайшего соизволения, создали татарский театр.) К примеру, группа компаний “Барс Медиа”, начав в 1997 году с выпуска альбома Зульфата Хакима, на данный момент обеспечивает весь технологический процесс создания любого мультимедийного продукта и его тиражирования. Плюс к этому “Барс Медиа” имеет опыт по созданию фильмов (рекламных, презентационных). На сайте компании можно прочитать, что целью своей они ставят сохранение культурных традиций многонационального народа Татарстана. Однако достаточно побывать на мероприятиях, которые организует “Барс Медиа” в Центре клубной жизни, – таких, как “Кэмит клуб”, “Музыкаль бомба”, чтобы понять: основная их задача – помочь молодым людям адаптироваться к жизни в мегаполисе: снять напряжение, отдохнуть, создать мир грез и вымысла, который компенсирует агрессию и негативизм социального мира.

Просветительские же функции сегодня с успехом выполняют кинодокументалистика и печатные СМИ.

 Таким образом, для татарского художественного кинематографа не остается никакой другой ниши, кроме артхауса, то есть фильмов, претендующих на художественный поиск и новаторство и привлекающих искушенного и образованного зрителя. Производство таких фильмов не бесперспективно, как может показаться на первый взгляд, если учесть прогнозы теоретиков постиндустриализма о естественном отмирании массовой культуры и формировании в границах информационных систем человека, стремящегося к самосовершенствованию, свободного от предписываемых обществом ролей и оптимальным образом распоряжающегося своим эстетическим, эмоциональным опытом.

Чем удивлять будем?

Арт-номенклатура республики подспудно чувствует радикальность изменений, произошедших в обществе и психологии людей, и потому в коридорах Министерства культуры РТ постоянно будируется вопрос о необходимости разработки концепции татарстанского кино. Куда идем, для чего существуем?

В первую очередь, считает кинодраматург Мансур Гилязов (по его сценариям сняты фильмы “Куктау”, “Бабай”, в производстве – художественные ленты “Орлы” и “Игры мальчиков”), следует отказаться от обманчивого пафоса относительно величия нации. “Из истории и национального характера необходимо брать то, что неповторимо, ново, необычно, – утверждает он. – Необычно для других. В кино непозволительно работать только для своего зрителя. Нужно ориентироваться на миллионы людей, сразу думать, как это прозвучит на грузинском, английском…”

Для Рабита Батуллы самое главное в концепции тоже национальный вопрос. Деятелям какой национальности будут принадлежать ключевые позиции на киностудии, когда она будет построена? Если студия будет выпускать в основном русскоязычные фильмы, то она не оправдает своего назначения, ибо на русском языке выпускается множество фильмов по всей России. Писатель не утверждает, что главными на студии должны быть только татары, речь о том, что на ключевых позициях должны трудиться люди, которые сердцем болеют за татарскую историю, литературу и искусство.

Президент Фонда развития киноискусства РТ “Татарстан-синема” Рамиль Тухватуллин также обеспокоен тем, что формирование концепции директор ГУ “Татаркино” Владимир Батраков передоверил московским специалистам и тем самым уподобил татарстанское кинопроизводство кораблю, на котором распоряжаются несколько капитанов. Да, концепцию, несомненно, должны писать умные и эрудированные люди, считает Тухватуллин. Но они должны знать специфику региона.

С концепцией приходится поторапливаться еще и потому, что начиная с 2005 года в Казани проводится Международный фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”.

На I МФМК достижения татарстанских кинематографистов смотрелись довольно скромно, в том числе и в сравнении с работами коллег из соседнего Башкортостана, которые увезли с собой два приза. В Казани же осталась одна статуэтка “Золотой Минбар” – приз за лучшую мужскую роль. Так высоко жюри оценило участие театрального режиссера Фарида Бикчантаева в дебютной ленте Ильдара Ягафарова “Куктау”.

В 2006 году на II “Золотом Минбаре” был показан мультипликационный фильм по стихам Мусы Джалиля. А также состоялась долгожданная (“Не прошло и одиннадцати лет”, – горько пошутил сценарист Гарай Рахим) премьера “Саги о Волжской Булгарии” – одного из семи фильмов киноэпопеи “Теплые ветры древних Булгар” об истории предков татарского народа, охватывающей период с III по ХIII век – от Атиллы до Чингисхана. Тем не менее успешной премьеру можно было назвать с большой натяжкой. Поразила безыскусность киноязыка – кустарность, одним словом, недопустимая во времена производства зрелищных транснациональных блокбастеров типа казахстанского “Кочевника”. В свое оправдание режиссер Булат Мансуров говорил, что намеренно отказался от компьютерных эффектов, потому что для него главной была творческая индивидуальность татарских актеров, их глаза, интонации, жесты. И еще, как всегда, режиссер жаловался на скудность бюджета фильма – всего полтора миллиона долларов. Трудно сказать, насколько это были большие деньги для республики в середине 1990-х, но факт остается фактом: во многом именно история с “Теплыми ветрами” отбила у татарстанского руководства охоту вкладывать финансы в художественные фильмы.

Зато в 2007 году было представлено столько свежих кинолент, что стало возможным проведение в рамках фестиваля Дня татарстанского кино (“РТ” подробно рассказывала о фильмах-участниках III МФМК “Золотой Минбар”. – Ред.).

Все конкурсные ленты “по-восточному тонко” получили призы не от жюри: “Дилемма” – приз зрительских симпатий, “Бабай” – от международной организации ТЮРКСОЙ, “121” – от Всемирного конгресса татар. Последний, снятый на студии “Инновация”, получил наилучшую прессу. Сюжет артхаусной короткометражки Салавата Юзеева таков: в полуразвалившихся стенах когда-то знаменитой гостиницы “Булгар” молодые журналисты с телевидения берут интервью у людей из окружения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. “Интересная работа и неоднозначная, дерзко-экспериментальная, – отзывается о фильме “121” киновед Елена Алексеева. – Пласты современности, перемешанные с историческими экскурсами, создали новую реальность. И познание этой иной реальности обогащает, будоражит”.

Фильм интересен еще и тем, что Салават Юзеев стилизовал кадры “121” под черно-белые документальные и тем самым вписался в основное русло эстетических поисков мусульманского кино, для которого характерно активное совмещение документального и художественного.

Другой “коренник” татарстанского кинопроцесса, он же и официально признанный лидер, – Рамиль Тухватуллин. Начал он с того, что к 200-летию МВД снял полнометражный фильм “Пропасть” на татарском языке о борьбе с наркодельцами, затем, в 2004 году, кинодраму “Зулейха” – зрелище, промежуточное между кино и спектаклем. Зато эстетика последнего фильма – “Дилеммы” – бесспорно, принадлежит к разряду художественного кино. Эта работа ярко выстрелила во многом благодаря оператору Эмиру Золондинову. Фильм привлек внимание и тем, что в нем кристаллизовалась творческая манера Тухватуллина как кинорежиссера, – основой ее стал синтез эпичности, масскультурной развлекательности и… пресловутого артхауса. Элементы последнего связаны с образом Чистильщика, архетипом, глубоко укорененным в татарском коллективном подсознательном и практически не исследованном.

В настоящее время Рамиль Тухватуллин работает над художественным полнометражным фильмом “Орлы” по сценарию Мансура Гилязова – это уже четвертый кинопроект режиссера, и ни у кого нет сомнений в том, что он будет доведен до конца. Сюжет его вкратце таков: три старика живут в одном доме, и пока их внуки решают свои непростые проблемы, они устраивают за молодых их судьбу.

Для того чтобы лента проросла элементами поэтического кино, автор сценария вникал в орнитологию, а Рамиль Чингизович “ловил энергетику” специфических деталей: например, метафорически проецировал на стариков трехслойное оперение, которым орлы покрываются в течение жизни, – крепкое, как бронежилет. Уже известно, что роли стариков будут исполнять аксакалы, “орлы” татарской сцены – актеры Ринат Тазетдинов, Асгар Шакиров и Равиль Шарафеев, кинооператором приглашен Сергей Литовец. Про бюджет Тухватуллин предпочитает не распространяться, более корректным считая вопрос про бюджет душевный. А душевных сил, по его словам, будет вложено очень много.

Время собирать камни

Звучит невероятно, но татарский художественный кинематограф по-прежнему держится исключительно на энтузиастах. Появляются частные киностудии, владельцы которых сами находят деньги на воплощение своих замыслов. Среди них – “Татарстан-синема” Рамиля Тухватуллина, “Сабантуй” Светланы Бухараевой, “Инновация” Салавата Юзеева, “Я-продакшн” Ильдара Ягафарова, “ТАН” Энвера Габдрахманова, “Парк Петрова” Влада Петрова и другие. “Дробление кинопотока отнюдь не позитивное явление, – считает директор Казанской киностудии Михайлов. – Появились даже квартирные студии, где все делается непрофессионально. А из ничего не возникает ничего. Помимо творческого потенциала должны быть традиции”.

Грустный перечень проблем рождает другой, не менее печальный – список кинематографистов, в разные годы уехавших из Казани. Начать его стоит с кино-оператора Валерия Севастьянова, которого еще с 1983 года приглашали в качестве оператора-постановщика ведущие киностудии страны. Сорокалетний творческий путь в кинематографе Севастьянов прошел с такими известными кинорежиссерами, как С. Говорухин, С.Соловьев, Ю.Мороз, А.Ихо и другие. Многие бывшие ассистенты казанского оператора Николая Морозова сейчас ведущие кино-операторы России – это Дмитрий Яшонков (оператор-постановщик фильмов “Сволочи” и “Слуга государев”), Геннадий Морозов, Андрей Абдракипов. С 1997 года живет и работает в Москве сценарист и кинорежиссер Марина Разбежкина, чей первый игровой фильм “Время жатвы” (2004) получил множество международных наград. Плодотворно работавшие с Разбежкиной в Казани оператор Авис Привин и организатор кинопроизводства Ляля Кузина тоже в столице. Как независимый продюсер и кинодраматург проявляет себя автор сценария нашумевшей документальной ленты “Диалоги в электричке” Светлана Серова. Востребован в Москве замечательный кинооператор Сергей Литовец. Режиссер Эдгар Бартенев, резидент Каннского фестиваля, творит в Санкт-Петербурге. Перебрался в Нижний Новгород известный писатель и киносценарист Денис Осокин, основывающий свои сюжеты на фольклоре народов Поволжья и Крайнего Севера.

Кстати, с именем Осокина связан последний громкий успех казанских кинематографистов на 36-м Международном кинофестивале в Роттердаме. Премьера полнометражного художественного фильма “Инзеень-Малина” , снятого режиссером Владимиром Сивковым по сценарию, написанному в соавторстве с Денисом Осокиным, получила блестящий отзыв кинокритиков, и ею заинтересовались зарубежные дистрибьютеры.

 Кроме того, от Казанской киностудии в конкурсной программе короткометражных фильмов в Роттердаме была представлена картина известного кинооператора Сергея Литовца “В сломанный микроскоп мы увидим Казань” (опять-таки по сценарию Дениса Осокина), представляющая авангардный взгляд на нашу столицу. Съемки проходили на одной из исчезающих старых улочек города – улице Волкова.

Однако попробуем взглянуть на мартиролог рассеяния профессионалов с другой стороны. Представим, что все на Казанской киностудии “супер”: она укомплектована и загружена работой. Станут ли после этого молодые, талантливые и инициативные кинематографисты отказываться от возможности творческой самореализации в других городах и странах? Вряд ли. Ведь одна из примет эпохи культурной глобализации – кинетичность, то есть избежание фиксации, открытость для восприятия всего нового, готовность к перемене образа жизни и личного преобразования. Не случайно на III “Золотом Минбаре” Гран-при получил фильм “Баба Азиз” – совместный проект кинематографистов Швейцарии, Германии, Туниса, Франции, Венгрии, Ирана, Великобритании… 

Может быть, стоит задуматься о перспективности международных проектов и превращении Казанской киностудии в некую сетевую структуру? О том, что международное сообщество заинтересовано в этом, свидетельствует недавний успех казанских кинематографистов в Египте на фестивале искусств “Красное море”, где фильмы Салавата Юзеева “100 лет татарскому театру” и “121” получили главный приз – “Золотого дельфина”, а сам режиссер – предложение принять участие в совместном кинопроекте.

Кстати, Египет – страна, где выпускается 100 фильмов в год; они расходятся на весь арабский мир и приносят неплохой доход. Укреплению позиций кинематографа немало способствует Египетская академия искусства, в состав которой входит и Институт кино. Конкурс туда – 1000 человек на место!

Как мы знаем, теперь и в Татарстане появится своя кузница кинематографических кадров. Уже известно, что кафедру кинематографии КГУКИ возглавит Рамиль Тухватуллин. А для консолидации частных киностудий “Татаркино” впервые объявило открытый конкурс по реализации проектов национальных фильмов. К участию в нем приглашаются авторы проектов игровых и неигровых фильмов о семейных традициях, о детях и молодежи, о живописных уголках природы, о культуре различных народов, населяющих Татарстан. Главная задача конкурса – сохранение и развитие кинематографического потенциала республики, создание условий для творческих поисков и смелых киноэкспериментов.

Кому же улыбнется десятая муза?..
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще