Что происходит в доме Бернарды?

Одной из премьер нынешнего сезона в Татарском государственном театре драмы и комедии им.

Одной из премьер нынешнего сезона в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К.Тинчурина стал спектакль “Дом Бернарды Альбы” классика испанской драматургии XX века Федерико Гарсиа Лорки. Это второе обращение режиссера Рашида Загидуллина к творчеству знаменитого испанца. Видимо, сильный, глубокий внутренний драматизм, присущий героям Лорки, близок менталитету татарского народа и самому режиссеру.

Оба спектакля Загидуллина по драмам Гарсиа Лорки: “Кровавая свадьба”, поставленный в 1998 году, и нынешний “Дом Бернарды Альбы” (обе пьесы в переводе Т.Халяф) – не о жизнерадостной Испании, а о мрачной, удушающей все живое стране времен Франсиско Гойи, то есть XVIII века. Эти спектакли театра вызывают у зрителя чувство сострадания к трагическим героям и активное неприятие атмосферы духовного рабства.

“Кровавая свадьба” была поставлена выпускниками актерского отделения Казанского университета культуры и ис-кусств и отмечена в Москве на “Подиуме” студенческих работ как одна из лучших постановок. Она была нетрадиционно решена. На пустой черной сцене, почти все время освещаемой кроваво-красным светом, без единых бытовых примет, через жгучую, страстную испанскую музыку, через внешне бесстрастные, но внутри бушующие, огненные танцы фламенко, через кажущееся спокойствие героев раскрывалась чрезвычайно горячая, трагическая история любви и предательства.

Второй же спектакль решен в абсолютно реалистической форме. Действие происходит в реально созданной большой комнате (художник Р.Моров). Если в первом спектакле много музыки, то во втором она сведена к минимуму, здесь временами долго и однотонно звучит церковный колокол. Все внимание режиссера уделено психологическому раскрытию образов девяти женских персонажей (в драме действуют только женщины). В самой пьесе почти нет места для выявления особой режиссерской фантазии. Поэтому постановка, как говорится, чисто актерская, как раз то самое представление, в котором “режиссер умирает в актере”. Через актеров режиссер добивается, с одной стороны, гнетущей общей атмосферы дома, с другой – такой наэлектризованности, что, кажется, довольно искры, чтобы вспыхнул пожар. Раскрывая духовную драму героинь, постановщик находит и обнажает причины, уродующие их жизнь, обрекающие их на подневольное существование.

Динамичный, ансамблевый спектакль построен на чудовищно нервных, что называется, на грани разрыва аорты, напряженных взаимоотношениях героинь. Бернарда – мать пяти дочерей – создала такую жесткую, тираническую ситуацию, заперев дочерей на долгие годы траура в доме, что существование в этой клетке становится все более невыносимым для ее обитательниц. Отсюда постоянная нервно-напряженная атмосфера, вызванная отсутствием свободы, отсюда ненависть, вражда, агрессивность сестер друг к другу. Они живут “как скорпионы в стакане”. По ассоциации вспоминается известная сказка Мориса Метерлинка “Синяя птица”. Когда в клетку попадает синяя птица, она чернеет и гибнет. Так и здесь: одна из сестер, Адела, гибнет реально, остальные – духовно.

Режиссер и актрисы раскрывают постепенное увядание, охватившее девушек, безразличие, смирение одних и ропот, протест других, рвущихся к нормальной, независимой жизни. Каждая из актрис создает завершенный характер своей героини, исходя из собственной актерской индивидуальности и режиссерского замысла.

Т.Файзуллина показывает жестко властный характер Бернарды – тирана, самодура, ханжи с именем бога на устах, лишившей дочерей права на нормальную человеческую жизнь. Рядом с ней долгие годы живет Понсия, которую играет Л.Миннуллина. Актриса создает неоднозначный образ. У нее тоже сильный, твердый характер. Понсия изнутри ненавидит Бернарду, но внешне поддакивает хозяйке, оказываясь, таким образом, человеком с двойным дном. Как незаметная тень, существует в доме Бернарды безропотная, привычная к ругани Служанка (А.Хасанова).

Перед зрителями предстают характеры, при общей их несвободе, разные. Вот старшая 39-летняя Ангустиас (Д.Асфандьярова) – духовно выхолощенная, злая, готовая вцепиться в глотку каждой из сестер, посмевшей ей помешать вырваться из этого дома. Резкая, скандальная, взрывная, буквально бегающая по комнате Мартирио (Г.Науметова). Она злобно следит за младшей Аделой, высматривая каждый ее шаг. Мартирио существует на грани истерики из-за невозможности жить так, как ей хочется, она озлоблена на весь белый свет и из-за своего физического недостатка – горбатости. Как тут не вспомнишь персонаж из пьесы классика татарской драматургии К.Тинчурина “Без ветрил” – Рокыю, тоже горбунью, злобно ненавидящую мир!

Около них сонно, безропотно вянет Магдалена (Р.Тухфатуллина), махнувшая на все рукой, потерявшая волю и интерес к жизни. Не случайно она периодически засыпает в комнате, сидя в кресле, несмотря на шумную перебранку сестер. Немногословна, большей частью молчалива Амелия (И.Сафиуллина), на лице которой застыла печальная полуироничная улыбка. Ее выразительные глаза грустно следят за происходящим, она понимает, что все бессмысленно.

Самой активной среди сестер предстает младшая – 20-летняя Адела (студентка театрального училища Л.Вильданова). Это дебют юной актрисы на профессиональной сцене, и она смогла создать образ чистого, непорочного существа, в силу своей юности не успевшего еще пропитаться ядом безразличия, рабской покорности. Поэтому именно Адела, одна среди всех остальных, страстно борется за свою независимость и первую любовь к юноше по имени Пепе. Но активная жизненная позиция, стремление к счастью невозможны в мрачной, удушающей атмосфере дома Бернарды Альбы. И юная Адела, возмечтавшая о реальной свободе, гибнет, став жертвой страшных условий действительности.

Спектакль сугубо драматичен, ситуации тягостны. Но театр, как бы идя от обратного, тяжкого, говорит о необходимости, так же, как сам Федерико Гарсиа Лорка, социального, духовного раскрепощения, победы света над тьмой, добра над злом.

Ильтани ИЛЯЛОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще