Лубяная сказка в елабужском трактире

Крутить, словно штурвал старинного парусника, огромное колесо и с волнением ждать его остановки – это довелось делать каждому участнику Открытого всероссийского проекта “Елабужский лубок”.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Крутить, словно штурвал старинного парусника, огромное колесо и с волнением ждать его остановки – это довелось делать каждому участнику Открытого всероссийского проекта “Елабужский лубок”. Проделав свою работу, печатный станок выдавал результаты их недельного труда – оттиски с вырезанных художниками клише. Целью очередного проекта, который организовал Елабужский государственный музей-заповедник под эгидой Министерства культуры РТ, является возрождение этого почти забытого вида народного творчества.

Автором идеи стал уфимский художник-график Салават Гилязетдинов, который уже участвовал в арт-акциях, реализуемых в Елабуге. Зайдя как-то в одно из подразделений музея-заповедника – музей-театр “Трактир”, он понял, что в интерьере чего-то не хватает. Оформленный в стиле подобных заведений XIX века, трактир явно нуждался в украшении стен. Традиционные пейзажи и натюрморты в общий стиль никак не вписывались. И тут неожиданно, как обычно и бывает с хорошими идеями, возникла мысль – лучше всего здесь будет смотреться лубок, ведь именно эти незатейливые картинки и висели на стенах российских трактиров. Значит, нужно провести симпозиум по уже отлаженной в Елабуге схеме: художники приезжают, работают (все необходимые материалы им предоставляются), общаются, обмениваются опытом, а потом оставляют часть своих работ в дар городу. Тем более что данная техника практически забыта, на нее всегда смотрели свысока как на нечто примитивное. Между тем народное искусство, вообще все народное – источник вдохновения, основа для развития, уверен Салават Гилязетдинов.

Для участия в проекте пригласили десятерых художников из Уфы, Ижевска, Набережных Челнов, Елабуги. За неделю они успели создать 20 работ, сделав по пять оттисков каждой – все эти экземпляры являются авторскими оригиналами. Некоторым участникам пришлось постигать эту науку с нуля – они никогда не занимались печатной графикой, как, например, руководитель проекта елабужанин Рабис Саляхов. Работали буквально не разгибая спины, поскольку труд этот не из легких и прорезание рисунка требует усердия и сосредоточенности – ошибки исправить трудно, а часто и невозможно, приходится начинать сначала.

Лубок, по сути, – это гравюра, оттиск с деревянных, медных или каменных досок, а в Елабуге мастера работали с более доступным материалом – линолеумом, вырезая на нем рисунок специальными резцами. При этом приходилось включать воображение, ведь отпечаток предстает как бы в негативе: то, что на клише было светлым, становится черным и наоборот. На готовую пластину специальным резиновым валиком, который уже сам является музейной редкостью, наносят тончайший слой офсетной краски. Затем кладут клише на бумагу и пропускают через уже упомянутый станок-пресс. Сколько бы лет ни занимался этим делом, но перевернуть бумагу и посмотреть на первый отпечаток – это всегда очень волнительно, говорят опытные графики, ведь только тогда становится понятно, каков же результат многочасового труда. Если нет станка, в домашних условиях, приходится “прорабатывать” все изображение ложкой, сантиметр за сантиметром проглаживая прижатую к доске бумагу. На это может уйти не один час, особенно если работа крупная. Только ложка нужна непременно алюминиевая, и она у мастера всегда с собой. Готовый лубок обычно раскрашивался в яркие цвета, так же поступили и художники в Елабуге.

Само слово “лубок” имеет пренебрежительную окраску, обозначая нечто дешевое, рас-считанное на невзыскательный вкус. Но немного изучив тему русского лубка, понимаешь, что это не только целый пласт народного изобразительного искусства, но и социальное явление. В высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины, самоучки, на радость мещанам и крестьянскому народу. О бережном сохранении лубочных листов мало кто заботился, а дошедшие до наших дней картинки сейчас бережно хранятся и изучаются как настоящие шедевры русской народной живописи.

Тематика народных картинок очень разнообразна, они обязательно сопровождались назидательным или шутливым текстом. Лубок радовал и веселил, иногда обличал, но с большим юмором и достоинством. Долгое время лубочные картинки были источником знаний и новостей для народа, так как газет было мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране коробейниками. От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные красочные перекидные календари, плакаты, комиксы.

Готовые работы заняли свои места на стенах музея-театра “Трактир”, где и состоялось торжественное закрытие проекта. Авторы отразили самые разные сюжеты, выдержав общий стиль лубочных картинок, постаравшись вложить в них все свое чувство юмора. Даже сам символ проекта – “Елабужская коза” – был выбран не без иронии: эти шустрые животные, поедающие цветники, разгуливающие на древнем городище, давно стали неотъемлемой частью Елабуги. Многие участники не смогли обойти стороной городские сюжеты и включили в свои рисунки элементы елабужских пейзажей. А уфимец Глеб Голубев выполнил работу, посвященную Марине Цветаевой. Его земляк Сергей Маджар обратился к религиозно-нравственной теме (что тоже было свойственно русскому лубку), запечатлев притчу о земных благах и спасении души.

По словам директора музея-заповедника Гульзады Руденко, проект “Елабужский лубок” будет проводиться с периодичностью раз в три года. Он положил начало изучению данной темы: научные сотрудники отправятся в архивы в поисках лубочных изображений Елабуги. В планах – издание каталога, кстати, и в прошлом лубочные картинки часто сшивались вместе или выпускались в виде книжки.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще