Еще раз про «Любовь поэта»

Полтора года прошло со дня премьеры оперы “Любовь поэта” в Татарском академическом театре оперы и балета.

information_items_1347368971

Полтора года прошло со дня премьеры оперы “Любовь поэта” в Татарском академическом театре оперы и балета. За это время спектакль выдержал восемь представлений и каждый раз собирал полные залы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это произведение пользуется устойчивым успехом у публики, которая по достоинству оценила и проникновенную музыку, и оригинальные постановочные решения, и яркие актерские работы.

Многое в спектакле, казавшееся до премьеры рискованным, имело “стопроцентное попадание”. И в первую очередь это обращение к образу Тукая, дорогому для каждого татарина, где бы он ни находился. По сути, Тукай – его судьба, знакомые с детства строчки, персонажи его сказок – воспринимается как квинтэссенция национального, символ малой родины. Но лишь во время премьеры, когда многие зрители в зале в финале спектакля не скрывали слез, стало понятно, что Тукай и опера – “вещи совместные”, что история поэта может быть убедительно раскрыта музыкально-театральными средствами.

Дискуссионным долгое время оставался и вопрос о стилистике произведения. Но композитор Резеда Ахиярова, отказавшись от элитарности авангардного искусства, технологических новшеств, угадала самый верный, идущий “от сердца к сердцу” путь. Опираясь на традиции оперной классики, а также учитывая достижения современной поп-музыки, она сделала выбор в пользу певучего рельефного мелодизма, доходчивой, “разговорной” интонации. При этом опера проникнута татарским национальным колоритом, который, однако, вносится очень корректно и ненавязчиво.

В произведении соединяются черты оперного спектакля и мюзикла, что делает его привлекательным как для искушенной публики, так и для широкого зрителя. А динамичность в развертывании событий, следование, по замыслу приглашенного режиссера Большого театра Михаила Панджавидзе, броской кинематографической логике, привнесение в спектакль элементов шоу обеспечивают ему яркую зрелищность.

В основе спектакля – история любви Габдуллы Тукая и Зайтуны Мавлюдовой. Казалось бы, как и во многих русских и зарубежных операх. Но здесь есть одно существенное отличие: отношения героев не состоялись, не получили конкретно-событийного воплощения. Их взаимное притяжение друг к другу разбивается о неумолимый ход времени, отсчитывающего отмеренные Тукаю мгновения; их признания так и остаются не высказанными вслух. Ощущая дыхание смерти и не желая причинять любимой боль, поэт выбирает одиночество. Необходимость скрывать свою любовь – от друга, Зайтуны, самого себя – сообщает его чувствам внутреннюю динамику, глубину и противоречивость. А редкие встречи влюбленных овеяны настроениями печального сожаления и щемящей тоски.

В обрисовке личности Тукая авторы не ограничиваются только любовно-лирической линией. Не менее важным им представляется отражение его творческих свершений. Тукай показан и как выдающийся поэт, и как человек с непростой судьбой, и даже как литературный персонаж, неразрывно связанный с героями собственных произведений. А переходы из одного измерения в другое (из настоящего – в прошлое и будущее, из холодного темного номера гостиницы “Булгар” – в красочное разноцветье Сенного базара или сказочный лес, из реальности – в мир иллюзий и грез), благодаря возможностям современной театральной машинерии и компьютерной графики, осуществляются на редкость органично и естественно. Мгновенное преображение сценического пространства, обыгрывание разных его уровней, акцентирование с помощью света и видеопроекций того или иного сектора позволяют полностью захватить внимание зрителя, создать иллюзию непосредственного участия в действии.

Успех постановки во многом определил солист Мариинского театра Ахмед Агади – бессменный и пока единственный исполнитель главной партии. Его “высоковольтный” вокал, экспрессия и темперамент выражения, полная самоотдача на сцене аккумулируют драматическую энергию спектак-ля и ставят высокую планку для возможных претендентов на эту роль в дальнейшем.

Важное место в опере отводится оркестру. Именно инструментальными средствами раскрываются истинные чувства героев, создаются меткие портретные характеристики. Сквозными для оперы являются лейтмотивы одиночества, любви, темы Шурале и ангела смерти Азраила. Все шесть картин имеют оркестровое вступление. Танец лесных дев, фокстрот, канкан, флейтовый наигрыш продолжают единую инструментальную линию всего произведения. Для каждого героя тщательно подобраны тембровые краски: деревянно-духовые – для Тукая, более “теплые” скрипка и виолончель – для Зайтуны, устрашающие пассажи ксилофона – для Азраила и т.д.

Большую работу с оркестром и солистами провел петербургский дирижер Виктор Соболев. Скрупулезно изучив партитуру, он нашел оптимальные темпы, добился звукового баланса, выстроил контрастную драматургию, а главное, охватил все исполнение единой линией развития. Но самым эффектным инструментальным номером оперы, где оркестр становится фактически участником спектакля, безусловно, является ноктюрн из четвертой картины. Свет прожекторов падает на оркестровую яму, выхватывая скрытые до того времени лица музыкантов, демонстрируя “поющие” жесты дирижера, а платформа, под трепетную, взволнованную мелодию, медленно приходит в движение, поднимая музыкантов до уровня сцены.

Очевидно, что опера “Любовь поэта”, поставленная в год 120-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, стала одним из самых заметных событий в череде юбилейных мероприятий. Ее теплый прием казанской публикой свидетельствует о неоспоримых достоинствах спектакля и жизнеспособности современного татарского музыкального театра. Не случайно композитор Резеда Ахиярова и постановочная группа в составе Михаила Панджавидзе, Виктора Соболева и Ахмеда Агади выдвинуты на соискание Государственной премии РТ имени Г.Тукая.

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда готовилась к печати эта публикация, пришло известие о том, что исполнитель партии Тукая в опере “Любовь поэта“, заслуженный артист РФ, народный артист РТ Ахмед Агади стал лауреатом Национальной театральной премии “Золотая маска” в номинации “Лучшая мужская роль”.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще