2 апреля не стало Анатолия Ивановича Новицкого – одного из самых авторитетных ученых-искусствоведов Казани, крупного музейного деятеля, обладавшего незаурядными человеческими качествами. Его по праву можно назвать одним из основателей Государственного музея изобразительных искусств РТ.
Новицкий приехал в Казань сразу после окончания искусствоведческого отделения Ленинградского университета, и почти пятьдесят лет его жизни оказались неразрывно связаны с нашим краем. Искренне полюбив старинный город с его своеобразной архитектурой, Анатолий Иванович окунулся в удивительную атмосферу художественной жизни Казани конца 1950-х – начала 1960-х годов – эпохи “оттепели”. И прежде всего он открыл здесь для себя ценнейшее музейное собрание изобразительного искусства, одно из лучших в стране. Однако время хрущевского правления было очень непростым, противоречивым. Когда в конце 1950-х годов по распоряжению свыше при музее была создана комиссия по изъятию картин, не соответствовавших критериям советского искусства, Анатолий Иванович совершил настоящий профессиональный подвиг и спас не одно произведение от уничтожения. Он спрятал и сохранял долгие десятилетия свернутые в рулоны полотна в надежде на лучшие времена. В 1992 году, когда Новицкий после длительного перерыва вновь вернулся в музей в качестве заведующего отделом русского искусства, он передал музею спасенные им картины таких интересных, но почти забытых художников начала ХХ века, как М.Нахман, Н.Синезубов, М.Харламов, и других. Некоторые из этих произведений сейчас проходят реставрацию, часть картин введена в современную экспозицию отечественного искусства ГМИИ РТ, вызывая неподдельный интерес специалистов-искусствоведов, казанцев и гостей нашей столицы.
В 1964 году художественный музей получил свое здание, одно из красивейших в центре города, – бывший особняк генерала Сандецкого. Анатолий Иванович, в то время заместитель директора ИЗОмузея по научной работе, занимался выставочной деятельностью и строительством первой научной экспозиции музея, двери которого официально открылись в 1967 году, к знаменательной для Советского государства дате – 50-летию Октябрьской революции.
В 1960-е годы по инициативе и под руководством А.И.Новицкого были организованы выставки полотен художников 1920-х годов, многие из которых впоследствии уехали из Казани в другие города, где продолжали развивать традиции Казанской художественной школы. Были устроены выставки полотен П.П.Бенькова, З.М.Ковалевской, А.И.Самойловских, К.К.Чеботарева и А.Г.Платуновой, отличавшихся самобытностью и высоким художественным качеством. Одновременно Новицкий организовывал выставки современных художников Татарстана. Как и ретроспективные показы, они сопровождались подготавливаемыми им каталогами, аналитическими материалами в газетах и журналах, творческими дискуссиями на специальных вечерах.
Обширное творческое наследие Анатолия Ивановича Новицкого насчитывает более 200 статей, 15 каталогов художественных выставок, 5 монографий. Изучением творчества отдельных художников он занимался на протяжении долгого времени. Это относится к Чеботареву, Платуновой и особенно Баки Идрисовичу Урманче. По сути, Анатолий Иванович является первым серьезным исследователем творчества основоположника татарского профессионального искусства, к его трудам так или иначе обращаются все
исследователи национального искусства Татарстана.
В 1968 году Анатолий Иванович более чем на двадцать лет вынужден был покинуть художественный музей – его взгляды на искусство в целом и на образ музейной экспозиции в частности шли вразрез с идеологическими установками того времени. Однако с переходом на работу во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры научная деятельность Новицкого ничуть не ослабела, изменилось лишь ее направление, распространившись теперь и на историко-архитектурное наследие Татарстана. Он занимался вопросами выявления памятников, их изучения, реставрации и пропаганды. В 1970-1980-е годы Новицкий был членом градостроительного совета Казани, а также приобрел известность как краевед, знаток памятников архитектуры, истории и культуры края.
После возвращения в 1992 году в родной музей Анатолий Иванович снова стал заниматься устройством фондовых выставок, изучением и пропагандой музейных коллекций и творчества отдельных художников. Среди подготовленных им изданий этого периода особо выделяются альбом, посвященный шедеврам русской живописи музея (2002), выпущенный московским издательством “Белый город”, а также альбом-монография о Баки Урманче, наиболее полное и современное издание о выдающемся мастере, за которое в 2007 году Анатолий Новицкий был удостоен премии имени Б.Урманче. В последние годы он также внес серьезный научный вклад в подготовку Татарской энциклопедии.
Вся многолетняя насыщенная творческая деятельность известного казанского искусствоведа была связана с художественной жизнью Татарстана, изучением истории и современных тенденций изобразительного искусства республики. В 2007 году, накануне 70-летия А.И.Новицкого, коллектив ГМИИ и Союз художников РТ ходатайствовали о присвоении ему почетного звания “Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан”. Несомненно, это звание, теперь уже посмертное, стало бы свидетельством признания огромного вклада видного казанского искусствоведа в развитие художественной культуры республики, оценкой его поистине подвижнического труда, безграничной преданности искусству.