В Набережных Челнах концертом народного артиста СССР Виктора Третьякова – одного из символов русской скрипичной школы открылись его гастроли в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны" Федерального агентства по культуре и кинематографии и Московской государственной академической филармонии.
Знаменитый музыкант и его жена, лауреат международных конкурсов Наталья Лихопой выступали вместе с камерным оркестром "Провинция" под управлением Игоря Лермана. Концерт ре-минор для двух скрипок с оркестром И.С.Баха и три пьесы для скрипки и камерного оркестра ("Мелодия", "Скерцо", "Размышления") П.И.Чайковского в их исполнении произвели сильное впечатление на публику, долго не отпускавшую артистов со сцены.
– Это большое гастрольное турне по городам Поволжья (на очереди Самара, Тольятти, Ульяновск и, наконец, Казань) началось с автограда не случайно, – признался челнинским журналистам генеральный директор Мосгосфилармонии Алексей Шалашов. – Во-первых, я много слышал о вашем городе и его концертном зале, слава о котором быстро распространяется по стране. Также нельзя не восхищаться результатами многолетнего труда Игоря Лермана, создавшего прекрасный оркестр, идеализмом организаторов филармонической деятельности в городе. Мы с удовольствием приняли их приглашение.
Был щедр на комплименты местным меломанам, "умеющим слушать", Органному залу с "замечательной акустикой" и Виктор Третьяков, который в отличие от других топ-музыкантов всячески избегает общения с массмедиа. Даже в Интернете найти его интервью – проблема. Однако на этот раз маэстро, проживающий в настоящее время в Германии, где преподает в Кельнской Высшей Школе музыки, не уклонился от участия в пресс-конференции.
– Виктор Викторович, известны слова Давида Ойстраха, которые он произнес после вашей победы на конкурсе Чайковского в 1966 году. Впоследствии вам тоже довелось возглавлять жюри этого конкурса, оценивать таланты. Кому из нынешних молодых скрипачей вы прочите большое будущее?
– В отличие от Давида Федоровича Ойстраха, оставившего обо мне лестный отзыв, я, скорее всего, не обладаю даром предвидения. Но, слава богу, хорошие скрипачи есть. Надеюсь, они займут достойное место на мировой сцене. Конечно, многое будет зависеть и от них самих, и от фортуны.
– Одной вашей победы на конкурсе Чайковского было достаточно для успешной карьеры…
– В те годы – да. Он был даже более значим, чем конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе. Перед лауреатами открывались двери залов во всех странах. Сейчас дело обстоит иначе в мире, и в мире искусства – также.
– Когда вы приезжаете в Россию, где стремитесь обязательно побывать?
– Главное, я стараюсь по-играть. На что-то еще помимо музыки времени не остается, да и практически везде в Москве, где живу с 7 лет, я уже побывал. Правда, и поиграл тоже везде, но не все и не так много, как хотелось бы…
– К Большому и Малому залам консерватории добавился Концертный зал имени Чайковского после реконструкции. Я и все музыканты бесконечно благодарны Алексею Алексеевичу Шалашову за эту колоссальную работу, совершенно неподъемную в эпоху Советского Союза. Тем более трудно представить, как он ее осилил в наше рыночное время.
– До вас в Набережных Челнах побывали с концертами Ирина Бочкова, Владимир Спиваков, все трое вы – ученики Юрия Исаевича Янкелевича. Чем можно было расположить к себе профессора и чего он не прощал?
– Он не прощал нехорошего, нечестного отношения к инструменту. Если студент мало занимается – это нечестно. Уважение к профессии должно быть. Многое прощал как великий педагог, человек, личность, но мог и ноты за дверь вслед студенту швырнуть.
– Какую музыку вы играете с большим удовольствием в данный момент?
– В данный момент, – улыбается В.Третьяков, – Баха и Чайковского. Великий пианист Артур Рубинштейн говорил: "Когда я играю Моцарта, для меня нет ничего дороже Моцарта, когда Шопена – ничего дороже Шопена". В каждом произведении, которое исполняешь, находится бездна музыкальная, философская. Сколько ни играй, ты до конца ее не постигнешь. Это счастье, что есть профессия, где можно бесконечно черпать и черпать.