Елабуга: 500 страниц родной истории

Все, что когда-либо, начиная с 1740 года, писали о Елабуге путешественники, ученые, писатели, проезжавшие эти места, все наиболее интересные отрывки из работ местных краеведов впервые собраны вместе, в одной книге.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Все, что когда-либо, начиная с 1740 года, писали о Елабуге путешественники, ученые, писатели, проезжавшие эти места, все наиболее интересные отрывки из работ местных краеведов впервые собраны вместе, в одной книге. Труд “Краеведы Елабуги”, написанный министром образования и науки Татарстана Наилем Валеевым в соавторстве с заведующей кафедрой отечественной и всеобщей истории Елабужского педуниверситета Ириной Корниловой, был представлен в региональном отделении Союза краеведов России.

“Значительное количество любопытных материалов о Елабуге, купечестве города, знаменитых наших земляках XIX – начала XX веков мне удалось собрать за два десятилетия постоянных поисков в различных архивах и научных библиотеках страны. Перелопачено огромное количество периодики той поры, труднодоступных и малотиражных изданий, сборников, альманахов”, – сообщает автор, для которого Елабуга стала второй родиной, ведь он всю жизнь трудился здесь в педагогическом институте (преобразованном затем в университет), став его ректором. “Заболев” однажды темой российского купечества, широко представленного в Елабуге, филолог выступил в роли историка, а область краеведческих интересов Наиля Валеева расширилась до темы “Выдающиеся люди в Елабуге”. Он вернул истории имена более ста замечательных людей, связанных с городом. А ведь многие из этих имен были крепко забыты.

Елабуга издавна вызывала интерес у гостей города прежде всего благодаря древней башне здешнего городища, и поныне являющейся визитной карточкой поселения. Мимо нее не мог проехать ни один путешествующий. Александр Радищев в “Записках путешествия из Сибири” пишет: “Всшед на высокую известную гору против Елабуги, на которой стоит оное городище, я нашел, что то была башня или терем в два жилья, где уже потолка не было, но видны только места для балок”.

Впрочем, выдержки из записей путешественников – это лишь приложение к книге, основу ее составляют работы краеведов, из которых можно почерпнуть немало любопытного. Среди елабужских историков раннего времени много священнослужителей. Это Петр Кулыгинский, первый елабужский летописец, духовник семьи Шишкиных, публиковавший статьи в “Вятских губернских ведомостях”. Он подробно описывает, в частности, пребывание Емельяна Пугачева в селе Трехсвятском (это прежнее название Елабуги), что стало настоящим шоком и врезалось в память местных жителей: “Если вы встретите здесь старика и спросите, сколько ему лет – вам, наверное, ответят: “я в Пугачевщину был стольких-то лет, или родился после Пугачевщины спустя столько-то”.

Следующее имя – Капитон Невоструев, член-корреспон-дент Императорской академии наук, делом всей жизни которого стало “Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки” – сокровищницы славянской филологии. Он разбирал рукописи в Чудовом монастыре денно и нощно, всего раз вырвавшись в родную Елабугу. Но и здесь работал – посещал городище, сидел в архиве. Это он открыл миру Ананьинский могильник. По древним документам и летописям ему удалось, находясь в Москве, установить местонахождение и содержание могильника.

Невоструев был дружен с художником Иваном Шишкиным и его отцом Иваном Васильевичем, которому уделена глава новой книги как автору “Истории города Елабуги”. Он известен как городской голова, восстановивший разрушавшуюся веками башню городища, и на свои деньги построивший в 1833 году первый деревянный водопровод, элементы которого сохранились по сей день: “…воду благополучно пустили, и она начала действовать фонтаном на несколько сажен вверх… И народу во весь день беспрепятственная толпа. Многие деревенские нарочито приезжали и приходили смотреть и удивляться такому диву. Я сделал на площади около столба чан, и тут из него начали воду брать”. Вода эта была ключевая, шла по трубам самотеком, и устройство водопровода положительно сказалось на санитарной обстановке в городе.

Из “Истории…” Шишкина мы узнаем, что были в Елабуге колокольный, чугонолитейный, гончарный, снастной, мыловаренный, пивоваренный, пряничные, салосвечные, восковые заводы, в уезде – химический завод и два винокуренных. А еще – что местные жители доставляли рыбу к императорскому двору: “…указом велено в нынешнем 1748 году заготовление и в Москву в прорезных стругах про обиход двора Ея Императорского Величества отправление живых стерлядей пяти тысяч, сазанов дву сот рыб…”

Другой из династии Шишкиных, Николай Иванович, написал свою “Историю Елабуги с древнейших времен”. Из нее мы видим, что в городе после Отечественной войны 1812 года пребывали пленные французы, им давалось содержание в соответствии с чином – генералам 3 рубля в сутки, а солдатам – 5 копеек. В 1827 году была открыта первая больница. А в середине века в городе проводились литературные вечера, где читались лекции о кофе, табаке, чае, сочинения Гоголя, Тургенева, Лермонтова, Крылова и даже критические статьи.

Авторы книги “Краеведы Елабуги” вернули потомкам имя Сергея Ефремова, который работал в начале XX века директором и учителем истории школы №1, возглавлял бюро краеведения и подготовил обширную работу “Торговая Елабуга”, впервые увидевшую свет только сейчас. Он называет Елабугу посредником в обмене европейских и азиатских товаров. “Город Петроград был “окном” в Европу, Казань “окном“ в Азию, а Елабуга “оконцем” в восточную часть европейской России и в Азию. Елабугу сделали огромным складочным местом”. Общий годовой оборот здешнего купечества составлял в 1870 году 11 миллионов рублей. Торговали прежде всего хлебом, мануфактурой, чаем, сахаром, краской “индиго”, хлопком. Красноречиво о елабужском купечестве говорят данные 1873 года. Тогда в губернской Вятке было 79 купцов, из них 4 – первой гильдии, а в Елабуге – 194 и 14 соответственно (на 8 тысяч населения). Так, Елабуга была впереди всей губернии. Об Иване Ивановиче Стахееве в “Петербургских ведомостях” писали, что он владеет торговлей почти по всей Сибири, ведет многомиллионную торговлю чаем с Китаем.

Другой исследователь – Василий Кудрявцев отмечает, что для него важно “не число капиталистов, а среднее благосостояние города. Что в этом отношении имеется успех, за это говорит и прирост населения: в 25 лет население города увеличилось вдвое – вместо 6 тысяч почти на 12. На поднятие нравственного уровня в городе указывает сознанная уже потребность к учению и масса учащихся и учившихся в школах”. И правда, если в начале XIX века было тут уездное училище, в котором все предметы вели два учителя, то к концу столетия при участии купцов появились реальное, духовное училища и епархиальное женское, женская гимназия, ремесленная школа, училище слепых детей и многие другие учебные заведения. Интересно описывается такое учебно-воспитательное средство, как экскурсия: “Для гимнастической экскурсии ученики всех классов выстраивались в ряды перед зданиями реального училища и в стройном порядке, с пением русских песен, отправлялись в ближайший сосновый лес”. Химические экскурсии совершались на заводы Ушкова (ныне на территории Менделеевского района), где ученики проводили целый день.

Об образовании пишет и современный исследователь Надежда Валеева, а именно о просветительской деятельности елабужского земства, о роли библиотек.

Впервые опубликованы материалы по истории Елабуги Виталия Егорова – кандидатская диссертация, которую он не успел защитить – началась Великая Отечественная война. Среди прочего историк отмечает, что Набережная и Покровская улицы слыли аристократическими, были местным “Невским проспектом” (сейчас это территория школы милиции), а перед домом Ивана Васильевича Шишкина был разбит прекрасный фруктовый сад и ниже – обсаженная ивами и тополями превосходная купальня (ныне шишкинские пруды возле дома-музея художника).

Живую картину уездного города дает в своих произведениях забытый писатель Дмитрий Стахеев, происходивший из купеческого рода, но избравший иной жизненный путь.

Автор книги Наиль Валеев приводит ряд своих статей об утраченных памятниках Елабуги – Казанско-Богородицком женском монастыре и Троицкой церкви, о роли купеческой династии Стахеевых в судьбах России, а также пишет о Елабуге по воспоминаниям старожилов.

Книга заставляет и задуматься о том, что мы теряем, губим своими руками. Взять хотя бы описание здешних угодий столетней давности: богатыми на дичь были леса, а в Каме водились в изобилии осетры, стерлядь, белуга.

“Краеведы Елабуги” – это стремление проследить роль провинции в судьбе России. Бережное отношение к истории дало возможность и через столетия прикоснуться к ее богатствам, и большая заслуга в этом краеведов и патриотов, которые целью своей жизни видели сохранение и приумножение славы родного города по всей стране. А о том, что их дело продолжается, говорит заинтересованность в данной теме современных историков. Показательным событием стало недавнее открытие в Елабуге регионального, третьего по счету в стране, отделения Союза краеведов России.

+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
Еще