Как известно, одной из самых заметных фигур в татарской культуре и науке последнего времени стал Гаяз Исхаки. И сегодня, когда стала достоянием читателя значительная часть его сочинений, защищено больше десятка кандидатских и докторских диссертаций, по его пьесам поставлены спектакли и создан художественный фильм, интерес к личности и наследию Гаяза Исхаки не убывает.
В многочисленных публикациях в печати и научных исследованиях основное внимание уделяется осмыслению того, что Исхаки сделал для всего татарского общества начала ХХ века. Между тем становится все очевиднее, что многие вопросы, затронутые в его сочинениях разных жанров, ничуть не утратили своего значения и в наше время. Так, с юных лет считая просвещение и литературу судьбоносными для бытия родного народа, свою трудовую деятельность молодой Исхаки начал как учитель и писатель в целях решения важнейшей задачи просветителей – воспитания молодого поколения как будущего нации. И в медресе, и в своих произведениях он горячо ратовал за то, чтобы татарская молодежь получала современное, нужное в практической жизни образование и национальное духовно-нравственное воспитание.
Придавая большое значение в этом деле национальному образованию, Исхаки в своей публицистике и в таких крупных произведениях, как романы "Жизнь ли это?" и "Мулла бабай", с пристрастием интересовался тем, как справляются тогдашние медресе и школы со своей основной задачей. И вывод его был неутешителен: шакирды заканчивали учебу в старометодных медресе, имея лишь некоторое общее представление об изучаемых предметах и толком не зная ни одного из них. Разве это "открытие" Исхаки столетней давности не созвучно подчас современному состоянию школьного образования? Не потому ли, чтобы дать школьникам более основательное образование, мы обращаемся к опыту в этой области других стран, в частности, к профильному обучению?
Со времен просветителей одной из самых важных, основополагающих проблем национального бытия татар считалась семья. В начале XX века актуальность этой проблемы для общества еще более возрастает. Поэтому естественен живой интерес к ней и Гаяза Исхаки. Более того, он высвечивал наиболее острые и "больные" аспекты данной проблемы, которые волновали и широкую общественность. Так, в пьесе "Жизнь с тремя женами" писатель остро критикует традиционное для мусульманского мира многоженство. Считая основой духовно-нравственной крепости нации прочность, неразрушимость семьи, Исхаки своей пьесой убеждает нас, что многоженство в условиях начала XX века уже не могло служить укреплению нации, ибо такая семья стала для татар анахронизмом. Автор ратует за семью, созданную на основе взаимной любви и уважения мужчины и женщины. С точки зрения национальных судеб родного народа Г.Исхаки еще больше волновала проблема смешанной семьи, о чем он поведал в своей повести "Он еще не женился". Понравившись друг другу, молодой татарский интеллигент Шамси и русская женщина Анна Васильевна стали жить вместе. Но вскоре, несмотря на их взаимное уважение, в их семье начали сказываться различия в религиозных воззрениях. Муж хотел, чтобы их дети стали мусульманами, с чем никак не соглашалась жена, воспитывавшая их иначе. В общем, смешанную семью Г.Исхаки рассматривает как фактор, способствующий разрушению, ассимиляции нации. И история доказывает правоту писателя в этом вопросе.
В своем творчестве Гаяз Исхаки сознательно руководствовался истиной, что у нации, не знающей своего прошлого, нет будущего. Будучи верным исторической правде, он интересовался разными сторонами прошлого своего народа, где, к сожалению, больше было горьких страниц. Так, в исторической пьесе "Зулейха" одним из первых в литературе Исхаки открыл одну из таких страниц, связанную с насильственной христианизацией нерусских народов в царской России. Избрав объектом своего исследования татарскую женщину-мать Зулейху, автор раскрывает всю бесчеловечность и жестокость такой политики властей в отношении этой глубоко религиозной мусульманки. Одновременно в пьесе с большой эмоциональной силой показан необычный подвиг этой простой крестьянки, которая, несмотря на все мучения и лишения в монастыре, тюрьме и на каторге, сумела сохранить верность своим религиозно-нравственным убеждениям.
Также весьма современно звучит проблема, поднятая в повести "Домой". Речь идет об укреплении единства тюркских народов для сохранения каждого из них как нации. И в царское, и в советское время всячески поощрялась идея единства славянских народов, но было совершенно иное отношение к единству тюрков. Как известно, наше время характеризуется тягой к сплочению и единению народов, живущих в разных странах. В этих целях они создают соответствующие международные организации, чаще всего конгрессы. Такая организация имеется и у нас в лице Всемирного конгресса татар. Целью его является объединение татар, рассеянных по всему миру, для того чтобы сохранить нацию в условиях современной глобализации и ассимиляции народов.
Посвятив всю свою многогранную деятельность делу сохранения и развития татар как нации, Г.Исхаки выявлял все новые аспекты этой общей проблемы. Так, когда в начале минувшего века среди татар усилилась тяга к сближению с более развитой в разных сферах жизни Европой, он был по существу единственным национальным деятелем, который одновременно увидел и положительные, и негативные стороны этого процесса. С современной точки зрения весьма поучительно то, что уже в начале XX столетия писатель усмотрел, какую опасность несет тогдашняя европейская глобализация татарскому миру. Опасность эта – лишение своей национальной самобытности. Резко критикуя турков за то, что они бездумно поддаются влиянию французской культуры, Исхаки заявлял, что мы, татары, должны подходить к европейской культуре очень разумно, выбирая из ее опыта только самое необходимое и полезное. Мало того: выбранное следует так растворить и усвоить своим художественным мышлением, чтобы оно стало уже нашим национальным достоянием.
Позиция Гаяза Исхаки, стоявшего за сохранение самобытности родной культуры, с одной стороны, и глубоко творческое отношение к осмыслению опыта других культур в условиях начавшейся уже тогда культурной экспансии Запада, – с другой, в полной мере сохраняет свою актуальность и сегодня. Дело в том, что ныне у нас наблюдается еще большее, чем в советское время, увлечение поисками только общего между культурами народов или похожести на других, что преподносится как проявление общечеловеческих ценностей в каждой из них. К сожалению, при этом подчас под воздействием западной глобализации игнорируется национальное своеобразие культуры отдельного народа. Здесь мы не вправе забывать утверждение Г.Исхаки о том, что прозападной культурной глобализации можно противостоять лишь путем национально ориентированного развития современных культур, разумно и творчески используя при этом и чужой художественный опыт.