Национальный музей Республики Татарстан, сформировавший свои богатые собрания в том числе и на основе частных коллекций, в эти дни предоставил свои залы для показа произведений швейцарского художника русского происхождения Александра Бенуа ди Стетто, самого загадочного и малоизвестного у нас представителя знаменитой династии Бенуа.
Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто (1896-1979) родился и получил образование в Петербурге, в 1922 году он покинул Россию и больше сюда уже не возвращался. Известно, что художник работал в Париже, Берлине, Мюнхене, а в конце двадцатых годов окончательно поселился в Швейцарии, где прошла большая часть его жизни. Александр Бенуа ди Стетто прожил долгую жизнь. Судьба не баловала его. Он боролся за право быть свободным человеком и заниматься любимым делом. В этом он преуспел, хотя и заплатил высокую цену: быть может, самое печальное в его судьбе – длительное забвение на родине. Лишь по счастливой случайности три года назад творческое наследие художника, попав в частное собрание петербургского коллекционера, вернулось в Россию и стало предметом тщательного изучения и внимания.
На выставке "Возвращение в Россию: Александр Бенуа" представлено 50 живописных и 40 графических работ. Они характеризуют все этапы творческого пути художника. Это живописные портреты, пейзажи, натюрморты, а также экспериментальные работы 1960-1970-х годов.
Бенуа ди Стетто много путешествовал, результатом этих поездок стали десятки пейзажей, многие из которых, помимо художественной ценности, сегодня являются и историческими документами.
Архитектурное образование оказало влияние не только на его пейзажные композиции. Постоянный поиск, стремление видеть мир по-новому привели к появлению в его творчестве нового жанра – архитектурных структур. Авангардистская дерзость рождает новый образный мир, реальное и воображаемое сливаются в них воедино, образуя удивительный симбиоз.
Кроме того, он был блестящим мастером анималистического жанра. Виртуозно владея техникой рисунка сангиной, тонко чувствуя ее выразительные возможности, он написал цикл "портретов" животных. Живая линия сангины позволила художнику передать особую пластику зверей.
Всю жизнь Александр Бенуа ди Стетто смело экспериментировал, его увлекало все новое. И самое главное, несмотря на эмиграцию, он всегда чувствовал себя русским художником, представителем талантливого рода.