Минимум цвета и максимум смысла. Почти белым по белому, наполнив холст прозрачными красками и образами, рассказать зрителю свою историю, которая всколыхнет его родовую память, – такую творческую задачу поставили перед собой 15 художников из разных городов Татарстана и из-за его пределов, которые собрались в Елабуге в начале января. Первый межнациональный проект "Белая юрта" завершился открытием выставки, на которой представлен плод недельного труда – 33 картины. Мероприятие проходило под эгидой Елабужского государственного музея-заповедника.
Подхожу к картине, написанной в светлых пастельных тонах. Сиреневые, голубые, белые разводы, пятна, линии… Полный абстракционизм, и только за красные ягоды, как за единственную конкретику, цепляется взгляд. И вдруг проявляется рука, держащая вишенку, потом личико с восточными бровями, вторая рука, длинная коса, пальцы босых ножек. Да это же девушка, уютно дремлющая среди деревьев у вазы со спелой ягодой! А вдали – ее дом, белая юрта… Автор картины "Агидель" казанский художник с елабужскими корнями Булат Гильванов объясняет, что красавица символизирует реку Агидель – спокойную, словно спящую, но полную внутренней силы…
Некоторые другие работы тоже "раскрылись" не сразу. Тонкие цветовые нюансы, колористический лаконизм требуют внимательного взгляда, вдумчивого просмотра, уверен один из идеологов проекта, уфимский художник Салават Гилязетдинов. Максимально высветлить палитру договорились сразу. В концепции было обозначено, что человек видит при рождении белый ослепительный свет, с него он начинает познавать мир, наполнять его оттенками, образами, содержанием. Поэтому в ход пошли не только цвет, но и фактура: объемные контуры и процарапывание красочного слоя, как, например, у Рафиса Зайнетдинова, и даже пластические возможности самодельной бумаги.
"Белая юрта" родилась в недрах первого всероссийского симпозиума по современной живописи, проходившего в Елабуге летом 2006 года. Идеей поделились с директором музея-заповедника Гульзадой Руденко, организовавшей мероприятие, поддержку пообещал и мэр города Ильшат Гафуров. Зачинатели – Салават Гилязетдинов и челнинец Хамза Шарипов – пригласили на новый проект своих друзей, тяготеющих к этнической теме, с кем не раз выставлялись вместе. Многие уже бывали в Елабуге на симпозиумах, но кто-то приехал впервые. Собирая участников, учитывали и спринтерские условия работы, ведь не все могут писать быстро. Это не может не отразиться на качестве, отметил председатель Набережночелнинского отделения Союза художников РТ Рият Мухаметдинов. Все-таки настоящие произведения создаются неторопливо, в уединении. Но все же эксперимент удался. Важен и сам факт совместного творчества: каждый такой проект рождает новые идеи, содружества.
… Вот небесные кони, парящие под солнцем, над юртой, и белая птица, отбрасывающая огромную тень (Рафис Зайнетдинов), буйный "Танец" (Юрий Лобанов из Ижевска), вот триптих Рабиса Саляхова "Актау-Актириме" как мир художника: в центре – картина-приглашение с контуром белой горы, окном, полотенцем, кумганом для омовения, слева – накрытый стол, а правая композиция – с оружием – в знак того, что охраняется этот мир, легкий, мерцающий, миражный, место не физического, а духовного обитания.
Интересную технику использует уже известный нам Салават Гилязетдинов. Лепит форму из пластилина, заполняет ее бумажной массой и перед нами необычные тонкие рельефные изображения: "Хатун", "Белая юрта", у которой резвятся степные жеребцы. А вот "Мифы степи" Виктории Питиримовой из Челябинска – не геометрические фигуры, как кажется на первый взгляд, а фигуры человеческие, словно из земли выросшие герои древних сказаний.
И образы на всех картинах объединяет одно – они словно из сна, из сказки, нашептанной в юрте под степными звездами старой женщиной с обветренным суховеем лицом…
Открытие выставки стало мини-спектаклем, в котором художники представили перформансы, звучали курай и варган, зрители ткали поясок и читали стихи.
Гульзада Руденко сообщила, что проект "Белая юрта" будет иметь продолжение, он включен в план мероприятий Министерства культуры Татарстана, к работе планируется привлекать художников-татар, живущих в разных регионах России и за рубежом. У живописцев уже возникло несколько идей на будущее, например, оформить здешний музей-театр-трактир в стиле русского лубка, заодно проведя работу по возрождению данного вида народного творчества.