Подарки из прошлого

В этой шкатулке мастер хранил свои бумаги и рисунки, а с этой резной тростью, возможно, бродил по лесам в поисках вдохновляющего пейзажа.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

В этой шкатулке мастер хранил свои бумаги и рисунки, а с этой резной тростью, возможно, бродил по лесам в поисках вдохновляющего пейзажа. Уникальные предметы, которые принадлежали замечательному художнику Ивану Шишкину, переданы недавно из частной коллекции в дом-музей живописца в Елабуге, на его родину.

Это событие музейщики назвали сенсационным. Когда заведующая домом-музеем Лариса Башкирова и старший научный сотрудник Надежда Курылева показали привезенные вещи коллегам, музейщикам Елабуги, те ахнули от изумления. Подарок город получил в завершение года, когда отмечалось 175-летие со дня рождения живописца. Начался минувший юбилейный год с больших торжеств, о которых наша газета уже писала, и закончился не менее значимым событием. Мемориальные вещи были переданы в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, которая провела череду масштабных мероприятий, посвященных Шишкину. На одно из них пригласили Ларису Башкирову и Надежду Курылеву, пригласили с тем, чтобы они рассказали о единственном в стране музее, посвященном певцу русской природы, и об изучении родственного окружения художника, что является коньком сотрудников музея. Исследовательская работа ведется здесь много лет, результат – полное описание в книге "Трехсотлетнее древо рода Шишкиных", изданной уже во второй раз, и генеалогическое древо, в котором более 300 имен, начиная с предков художника, живших во второй половине XVII века. Найдены десятки ныне живущих в разных странах и многих городах России продолжателей рода Шишкина, которые и сами не догадывались о существовании друг друга. Благодаря этой работе Елабуга год назад собрала в родовом гнезде более тридцати потомков художника – большего сбора не было нигде и никогда.

А упомянутые шкатулка и трость стали "даром из небытия": давно уже нет в живых людей из той веточки древа, что сохранила принадлежавшие мастеру вещи. Они хранились в семье внучатого племянника живописца, москвича Алексея Гвоздева. Детей у него не было, и пережившая его супруга передала семейные реликвии добрым друзьям. Так предметы оказались у Раисы Кузнецовой, которая возглавляет мемориальный Дом-музей академика Курчатова в Москве. В юбилейный год она решила передать вещи в Елабугу, где им и надлежит быть, ведь ни одно другое место проживания Шишкина (а большую часть жизни провел он в Петербурге) не стало музеем. Раиса Кузнецова со слов супруги Алексея Гвоздева Лидии рассказала, что в массивную деревянную обитую металлом шкатулку Иван Иванович Шишкин складывал документы, иногда и рисунки. А трость или ему кто-то подарил, или он сам ее сделал, вырезав красивый рисунок.

Вообще же "гвоздевская линия" родословной заслуживает отдельного рассказа. Елизавета Павловна Гвоздева была любимой племянницей Шишкина. Художник подарил ей приданое. Выйдя замуж за москвича, Елизавета Павловна родила шестерых детей, среди которых уже известный нам Алексей и его сестра Ольга. После революции семья переехала в Елабугу. Ольга стала последней, кто жил в родовом гнезде. В книге "Трехсотлетнее древо рода Шишкиных" приводятся ее воспоминания о жизни в Елабуге во время Гражданской войны (ей было около 20 лет): "Дом был страшно разграблен. Город переходил то к красным, то к белым. По утрам смотрели на колокольню Спасского собора и по цвету флага определяли, в чьих руках власть. В доме была прекрасная обстановка: старинная мебель, картины известных художников, персидские ковры таких размеров, что их выносили чистить десять мужчин. И все это вывозили целыми возами… Муж одной из прислуг однажды собрал и унес столовое серебро. Так что сохранилось немногое. Часть вещей передали музею".

После революции жила в доме Ольга, а платил налоги за большой особняк Алексей Гвоздев, который был служащим Моссовета. Он отдавал весь свой заработок, но, видимо, не мог поступить иначе: слишком трепетно относился этот ценитель культуры и искусства к родовому гнезду. В 1934 году Гвоздев умер, будучи еще молодым, для Ольги налоги стали неподъемными. Посему она передала усадьбу государству с пожеланием, чтобы там открыли музей живописца. Эта женщина помогала в создании музея, рассказывая об укладе семьи, об обстановке в комнатах, передала немало фотографий, предметы домашнего обихода, семейную реликвию – сердоликовую печать деда художника. Когда дом-музей наконец открылся в 1975 году, она приехала в Елабугу и ее слова стали лучшей наградой создателям. Со слезами на глазах она ходила по залам и повторяла: "Все, как у бабушки!"

Таким образом, в доме-музее немало предметов, которые Шишкин мог держать в руках, ведь он часто гостил здесь, жил подолгу. Но вот из вещей, принадлежащих ему лично, прежде в Елабуге была только линеечка, которую художник вырезал сам, а затем подарил любимой племяннице. Она сейчас хранится в фондах елабужского музея-заповедника. Новые экспонаты станут украшением дома-музея, их планируется разместить в мастерской живописца на втором этаже.

Ну а 25 января будет отмечаться день рождения Ивана Шишкина, "человека-школы", замечательного пейзажиста и удивительной личности. В январе Третьяковская галерея продолжает экспонировать выставку, посвященную Шишкину, куда привезены картины из собраний 20 музеев России и Ближнего Зарубежья, в том числе три – из Елабуги.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще