В музей – и за знаниями, и на отдых

Восьмую часть всех экспонатов проверили в Национальном музее РТ на предмет сохранности в ходе масштабной сверки коллекций, проводившейся в прошлом году.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Восьмую часть всех экспонатов проверили в Национальном музее РТ на предмет сохранности в ходе масштабной сверки коллекций, проводившейся в прошлом году. Об этом на традиционной встрече с журналистами под названием "Клуб друзей музея" рассказала его генеральный директор Гульчачак Назипова.

По ее словам, полной инвентаризации были подвергнуты одиннадцать коллекций, среди них наиболее ценные – ботаническая, зоологическая, нумизматическая и драгоценных металлов, металлическая, деревянная, изобразительного искусства. Еще две коллекции находятся в стадии сверки. Всего проверено 110 тысяч предметов из более чем восьмисот тысяч, находящихся на хранении в музее.

Напомним, что всеобщая музейная сверка проходит по всей стране. К ее проведению вынудило вскрытое правоохранительными органами летом 2006 года хищение сотен драгоценных экспонатов из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Расследование показало, что данное преступление стало следствием ненадлежащего отношения к своим служебным обязанностям музейного персонала, что, как можно предположить, могло быть выявлено и в любом другом музейном учреждении.

Как известно, разобраться в ситуации и сделать соответствующие выводы Правительству поручил Президент России Владимир Путин. По его распоряжению была создана специальная межведомственная комиссия, задачей которой стала проверка ведущих музеев страны и последующий контроль за их деятельностью. Вот уже более года эту комиссию возглавляет первый вице-премьер России Дмитрий Медведев.

Сверка музейных коллекций с учетной документацией началась в начале прошлого года одновременно по всей стране. Как сообщила Гульчачак Назипова, в Татарстане она затронула тринадцать государственных музеев и около пятидесяти муниципальных – городских и сельских хранилищ.

Для Татарстана музейная сверка особенно актуальна, поскольку республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе по объему музейного фонда (более полутора миллиона экспонатов) и экспозиционным площадям. Кроме того, по уровню развития музейной сети республика входит в первую пятерку регионов России.

– Сверка экспонатов – весьма непростой и трудоемкий процесс, – подчеркнула Гульчачак Назипова. – Последняя подобная процедура в масштабах страны была проведена еще в 1976-1978 годах. За три десятка лет фонды музеев существенно пополнились, изменились их структура и подходы к хранению, однако это никак и нигде не было учтено. Настало время навести порядок в хранилищах.

Кроме того, как отмечают многие эксперты, существенный удар по состоянию многих экспонатов и условиям их хранения, а значит, и учету, нанес большой пожар, случившийся в Государственном объединенном музее ТАССР в 1987 году. Его тяжкие последствия памятны музейным работникам по сей день.

– В ходе сверки каждый экспонат надо, что называется, подержать в руках, осмотреть, убедиться в его целостности или соответствии с описанием в каталоге, – рассказала главный музейный хранитель Национального музея РТ Гузель Еникеева. – Заключительная операция – проставление нового инвентаризационного номера на предмете и в учетном журнале, что по завершении проверки всей коллекции заверяется комиссией специальным образом.

Гульчачак Назипова отметила, что главный результат текущей сверки состоит в том, что в настоящее время не обнаружено ни единой утери. Однако серьезное беспокойство вызывают две проблемы, которые значительно сдерживают темпы проведения самой сверки. Это нехватка квалифицированного персонала и дефицит музейных площадей. По словам гендиректора, сверку проводят всего-то 25 хранителей. По интенсивности труда, то есть соотношению количества работников к числу экспонатов, специалисты Национального музея РТ являются лидерами по России наряду с коллегами из ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Сдерживающим фактором служат и стесненные условия труда – проверенные экспонаты попросту некуда складировать, поскольку нет свободных помещений.

Журналисты напомнили было, что музею передано просторное здание на углу улиц Чернышевского и Профсоюзной, которое до недавнего времени занимало объединение "Татгеологоразведка" и которое является частью исторического комплекса "Бегемот". Однако Г.Назипова сообщила, что новые помещения переданы на баланс Нацмузея лишь в апреле и нуждаются в капитальной реконструкции. Ее финансирование еще не начато (пока лишь выполнен проект реконструкции), так что о размещении на новых площадях приходится пока только мечтать.

По словам гендиректора Национального музея РТ, на его реконструкцию по смете сегодня требуется более 1,1 миллиарда рублей. Еще 600 миллионов рублей необходимо на неотложную реставрацию некоторых особо ценных экспонатов. К сожалению, весьма проблематично даже частичное выделение государством этих средств, не говоря уж о системном и поэтапном финансировании. Вот почему здесь так рассчитывают на спонсоров и участие в различных грантовых программах.

– Хотелось бы подчеркнуть, что закрытие фондов не привело к приостановке жизни Национального музея РТ и его филиалов, – сказала Гульчачак Назипова. – Сверка не вызвала сбоев в работе подразделений музея, отвечающих за демонстрационную часть. Для посетителей музей открыт, как и прежде. У нас постоянно проходят встречи, семинары, конференции. Только в главном музейном хранилище в прошлом году было проведено более десятка крупных выставок, в том числе одна международная, организованная совместно с китайскими специалистами и посвященная Году Китая в России.

Гендиректор сообщила, что, несмотря на трудности, в большинстве муниципальных хранилищ сверка уже практически завершена. А вот специалисты Национального музея рассчитывают завершить ее к 2011-2012 годам. Работы еще предстоит немало.

Строительство каждой экспозиции требует вложения значительных средств. К примеру, реставрация одного национального костюма обходится музею в двести-триста тысяч рублей, недешево стоит и изготовление новоделов (некоторые экспонаты-оригиналы ветхи настолько, что не подлежат реставрации и экспонированию). Цена современной витрины "с микроклиматом" сопоставима по цене с хорошей иномаркой, дорого стоят услуги столичных дизайнеров и художников, специалистов по компьютерным технологиям.

– Музейных работников часто упрекают в неэффективном использовании бюджетных средств, – посетовала Гульчачак Назипова. – Между тем средства, которые в настоящее время выделяются музейному объединению, – это, на наш взгляд, весьма скромные суммы. Как и в любом деле, в бизнесе необходимо первоначально вложить средства, а затем получать прибыль. Однако культура – это не бизнес, и рассматривать ее как прибыльное дело не только непрофессионально, но и опасно. Потенциал музеев велик, и его необходимо использовать не для получения прибыли, а прежде всего для поддержания морального здоровья нации, воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

– К сожалению, посещение музеев не стало еще популярным видом досуга, – продолжила Г.Назипова. – Где только сегодня не проводят свободное время люди – в супермаркетах, ночных заведениях, боулинг-клубах, современных кинотеатрах. Посмотрите: приходит ли кто-то отдыхать в музей? Ну разве что туристы и школьники. Пока именно они основные категории наших посетителей. Однако если взрослые все-таки придут в гости в Национальный музей Татарстана, мы обещаем им самую настоящую сказку, – пообещала генеральный директор.

В заключение Г.Назипова рассказала о планах. В частности о том, что в наступившем году у музея появится собственная газета, которую он намерен издавать совместно с казанским издательством "Заман". Другая важная новость связана с вхождением в структуру Национального музея РТ музея Ленина, который до сих пор был подразделением Национально-культурного центра "Казань". И, конечно же, ожидается множество интересных экспозиций.

Так что добро пожаловать в музей! И на отдых, и за знаниями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще